18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тейт Модерн отдает дань отцу британского поп- арта — художнику и политическому активисту

На двух лондонских арт-площадках одновременно развернута самая полная ретроспектива Ричарда Гамильтона.

Не будучи ни музеем, ни коммерческой галереей, лондонский Институт современного искусства (ICA) «обладает уникальной гибкостью, позволяющей избежать застоя», считает его директор Грэгор Мьюир. То же самое можно было бы сказать и о Ричарде Гамильтоне (1922– 2011), ранний период творчества которого был тесно связан с этой организацией. Там художник отвечал за дизайн и монтаж целого ряда знаковых выставок. Теперь же, став второй площадкой ( до 6 апреля) большой ретроспективы пионера британского поп-арта, подготовленной Тейт Модерн совместно с Национальным центром искусств королевы Софии в Мадриде (там выставка пройдет в июне — октябре), ICA реконструировал у себя две ранние инсталляции художника, выставлявшиеся здесь 60 лет назад: Мужчина, машина и движение (1955) и Экспонат (1957).

Самые знаменитые попартистские произведения Гамильтона — считающееся провозвестником поп-арта Так что же делает сегодня наши дома такими разными, такими привлекательными? (1956) и Cвингующий Лондон — 67 (1968–1969), где арестованные за хранение наркотиков Мик Джаггер и арт-дилер Роберт Фрейзер заслоняют лица от вспышек камер папарацци, — также включены в экспозицию. Однако устроители выставки впервые поставили своей целью показать все, что делал Гамильтон. Здесь образцы его деятельности в промышленном дизайне, которым он занимался всю жизнь, работы на злободневные политические темы, в частности, посвященные ирландскому терроризму, вторжению в Ирак, дизайн-проекты выставок, офорленных им в ICA и не только: в Тейт Модерн Гамильтон подготовил в 1966 году первую и пока единственную в Великобритании ретроспективу Марселя Дюшана, которого он боготворил. «Я надеюсь, что эта выставка заставит зрителя по-новому увидеть и оценить глубину и сложность его искусства, где многое свидетельствует о новом видении и осмыслении того, что значит жить в мире меняющихся технологий», — говорит Марк Годфри, куратор международного отдела Тейт Модерн. Хронологически сгруппированные работы перемежаются четырьмя большими реконструкциями выставочных «дизайн-проектов» , которые сегодня назвали бы инсталляциями. Две из них в Тейт Модерн (Лобби, 1985–1987; Развитие и форма, 1951), две, как уже упоминалось, — в ICA. Развитие и форма — самый ранний выставочный проект Гамильтона (вдохновленный одноименным исследованием шотландского математика и биолога Д‘Арси Уэнтуорта Томпсона), где в одном пространстве скомбинированы разные артефакты, проецируемые на экраны фотографии, сделанные под микроскопом, фиксирующие рост кристаллов и морских ежей. «Несомненно, своими тотальными мегаинсталляциями Гамильтон намного опередил свое время», — считает Годфри. К выставке Институт современного искусства приурочил и выход книги, посвященной своей истории. Гамильтону там, естественно, посвящена не одна страница. «ICA находился на Доверстрит целых 18 лет, и неплохо было бы там повесить памятную табличку “Здесь родился поп-арт”», — считает его директор. - Тоби Скеггс
Тейт Модерн
Ричард Гамильтон

Лондон
До 26 мая

Самое читаемое:
1
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
2
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
3
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
4
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше
05.12.2024
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
5
Нотр-Дам: восставший из пепла
После пожара 2019 года, заставившего плакать буквально весь мир, собор Парижской Богоматери воскресили за необычайно короткое время: он торжественно открывается 7 декабря
05.12.2024
Нотр-Дам: восставший из пепла
6
Прививая вкус к современному искусству
Коллаборации, смелые проекты, партнерство с ярмарками искусства — «Мясной дом Бородина» быстро, органично и с долей юмора становится участником арт-процесса
12.12.2024
Прививая вкус к современному искусству
7
Михаил Пиотровский «готовится к смене караула»
Говоря о своих иностранных коллегах, которые в скором времени покинут посты руководителей музеев, генеральный директор Государственного Эрмитажа рассказал и о себе
02.12.2024
Михаил Пиотровский «готовится к смене караула»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+