На двух лондонских арт-площадках одновременно развернута самая полная ретроспектива Ричарда Гамильтона.
Не будучи ни музеем, ни коммерческой галереей, лондонский Институт современного искусства (ICA) «обладает уникальной гибкостью, позволяющей избежать застоя», считает его директор Грэгор Мьюир. То же самое можно было бы сказать и о Ричарде Гамильтоне (1922– 2011), ранний период творчества которого был тесно связан с этой организацией. Там художник отвечал за дизайн и монтаж целого ряда знаковых выставок. Теперь же, став второй площадкой ( до 6 апреля) большой ретроспективы пионера британского поп-арта, подготовленной Тейт Модерн совместно с Национальным центром искусств королевы Софии в Мадриде (там выставка пройдет в июне — октябре), ICA реконструировал у себя две ранние инсталляции художника, выставлявшиеся здесь 60 лет назад: Мужчина, машина и движение (1955) и Экспонат (1957).
Самые знаменитые попартистские произведения Гамильтона — считающееся провозвестником поп-арта Так что же делает сегодня наши дома такими разными, такими привлекательными? (1956) и Cвингующий Лондон — 67 (1968–1969), где арестованные за хранение наркотиков Мик Джаггер и арт-дилер Роберт Фрейзер заслоняют лица от вспышек камер папарацци, — также включены в экспозицию. Однако устроители выставки впервые поставили своей целью показать все, что делал Гамильтон. Здесь образцы его деятельности в промышленном дизайне, которым он занимался всю жизнь, работы на злободневные политические темы, в частности, посвященные ирландскому терроризму, вторжению в Ирак, дизайн-проекты выставок, офорленных им в ICA и не только: в Тейт Модерн Гамильтон подготовил в 1966 году первую и пока единственную в Великобритании ретроспективу Марселя Дюшана, которого он боготворил. «Я надеюсь, что эта выставка заставит зрителя по-новому увидеть и оценить глубину и сложность его искусства, где многое свидетельствует о новом видении и осмыслении того, что значит жить в мире меняющихся технологий», — говорит Марк Годфри, куратор международного отдела Тейт Модерн. Хронологически сгруппированные работы перемежаются четырьмя большими реконструкциями выставочных «дизайн-проектов» , которые сегодня назвали бы инсталляциями. Две из них в Тейт Модерн (Лобби, 1985–1987; Развитие и форма, 1951), две, как уже упоминалось, — в ICA. Развитие и форма — самый ранний выставочный проект Гамильтона (вдохновленный одноименным исследованием шотландского математика и биолога Д‘Арси Уэнтуорта Томпсона), где в одном пространстве скомбинированы разные артефакты, проецируемые на экраны фотографии, сделанные под микроскопом, фиксирующие рост кристаллов и морских ежей. «Несомненно, своими тотальными мегаинсталляциями Гамильтон намного опередил свое время», — считает Годфри. К выставке Институт современного искусства приурочил и выход книги, посвященной своей истории. Гамильтону там, естественно, посвящена не одна страница. «ICA находился на Доверстрит целых 18 лет, и неплохо было бы там повесить памятную табличку “Здесь родился поп-арт”», — считает его директор. - Тоби Скеггс
Тейт Модерн
Ричард Гамильтон
Лондон
До 26 мая