18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Разрушение легенд и возрождение шедевров Нико Пиросмани

№54
Материал из газеты

Фабричная клеенка на парусиновой основе в сочетании с качественными красками обеспечила сохранность многих работ грузинского художника, а ошибки неумелой ранней непрофессиональной реставрации удалось исправить

В2018 году в Грузии будут отмечать 100-летие со дня смерти Нико Пиросмани, но уже сегодня ведется мониторинг сохранности его работ и их восстановление.

В феврале 2017 года завершилась реставрация двух картин из музея Пиросмани в его родном селе Мирзаани. Всего в этом музее хранится 14 произведений художника, два из них — «Царица Тамара» и «Шота Руставели» (1913–1914) — особенно нуждались во внимании специалистов.

Реставрацию провели в рамках проекта «Возрождение Пиросмани», стартовавшего прошлой осенью под протекцией Министерства культуры Грузии и при финансовой поддержке банка TBC. Над спасением картин работали сотрудники Национального музея Грузии, через руки которых прошли десятки произведений художника.

Нана Манагадзе, специалист реставрационной мастерской Национального музея Грузии, рассказала, что реставраторам пришлось бороться не только с естественным старением и разрушением картин, но и с результатами предыдущей реставрации.

Картины из музея Мирзаани написаны на картоне, но позже дублированы на фанеру, да так крепко, что подлинный слой с трудом сняли. Сделано много неумелых вставок, плохих тонировок — сведений об этой ранней реставрации не сохранилось, но очевидно: работал непрофессионал. Теперь картон продублировали на холст, расчистили, укрепили красочный слой, сняли верхний потемневший слой лака.

Кропотливая и сложная работа заняла чуть более трех месяцев. Это сравнительно немного. Так, в январе 2017 года в экспозицию Национальной галереи Грузии вернулись «Свири», над возрождением которых также работала Нана Манагадзе. Реставрация этой сильно поврежденной картины заняла год. «Свири», хранившиеся в фондах с 1978 года, написаны на линолеуме, который Пиросмани использовал нечасто. Они были разделены на два фрагмента разной толщины, имели массу утрат.

«Мониторинг состояния произведений Пиросмани каждый музей проводит самостоятельно, — пояснила Манагадзе. — В Национальном музее есть специальная комната, где хранятся картины, ожидающие реставрации. Но, помимо этого, в музее в Мирзаани в 2015 году мы отреставрировали еще две картины Пиросмани — „Женщину с пасхальными яйцами“ и второй портрет Шота Руставели. Сейчас в музее нет работ в аварийном состоянии, но в экспозиции можно невооруженным глазом увидеть картины, которым необходимо внимание специалистов».

«Охота в Индии», еще одно произведение Пиросмани, оставалась в мастерской четыре года, а в целом процесс ее восстановления и изучения занял целых десять лет. Она попала в Национальный музей еще в 1930 году с отсутствующим фрагментом — фигуру мужчины, служившую самостоятельной картиной, обнаружили десятилетия спустя.

У многих картин Пиросмани непростая судьба: их находили разорванными на куски, свернутыми, разрезанными.
Художник Ладо Гудиашвили пишет в воспоминаниях о том, как они с поэтом Симоном Чиковани случайно обнаружили один такой картон. Сегодня он хранится в музее Пиросмани в Мирзаани и называется «На гумне. Вечер».

«Он [Чиковани] предложил подняться на чердак. Там царил невообразимый хаос. Случайно Симон задел ногой большой кусок картона. Мы его приподняли, под ним оказалась еще пара таких же кусков. Присмотрелись, и что же вы думаете? Когда мы соединили эти куски, то перед нами оказалась картина Пиросмани». Работу собрали воедино, позже Чиковани передал ее в музей.

Среди наследия Пиросмани известно лишь несколько ранних композиций, выполненных на холсте. Большая же часть — это картон и знаменитая клеенка. По легенде Пиросмани чуть ли не снимал со столов духанов обычную клеенку и писал прямо на ней на глазах у изумленной публики.

Однако на самом деле художник относился к своему труду серьезно: он использовал не бытовую клеенку, а техническую — плотную, однородную, изготавливаемую фабричным способом на парусиновой основе, с грунтованной поверхностью. На нее хорошо ложилась краска.

Как отмечает Манагадзе, клеенка по степени сохранности, конечно, уступает холсту, но при соблюдении условий хранения оказывается прочным материалом.

«Главная проблема клеенки — в том, что при пересыхании она начинает трескаться и рассыпаться, — говорит реставратор, — поэтому в помещениях, где хранятся такие работы, необходимо поддерживать достаточную влажность».

Самодельные краски — еще одна распространенная легенда о Пиросмани. И такой период действительно был в его творчестве: художник покупал сухие пигменты и самостоятельно разводил их олифой, но написанных подобными красками картин немного. В основном Пиросмани использовал качественные фабричные краски.

В сочетании с клеенкой они обеспечили большинству его работ неплохую сохранность.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+