18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Нежная готика Баженова

№54
Материал из газеты

Выставку к юбилею великого архитектора, сделанную совместно с Музеем архитектуры,фонд IN ARTIBUS сопроводил каталогом, монументальным во всех смыслах

Если верить Сергею Хачатурову, автору выставочной концепции, статьей которого открывается этот внушительный «кирпич», понятие «готика» было в XVIII столетии таким же универсальным и, соответственно, размытым, как в ХХ веке слова «реализм» и «постмодернизм», так что подвести под него можно все что угодно. «Готика» обозначала «ту территорию культуры, что не согласуется с „правильным“ („изящным“) вкусом, в нашем нынешнем понимании ассоциирующимся с неоклассицизмом» Англии, Германии, Франции и России. Готика оппонировала «иссушающему свету рассудочного знания», поэтому шла навстречу нарождающемуся романтизму с его бегством в «экзотические обстоятельства», «двоемирием» и культом меланхолических руин.

По сути, этот двуязычный (все русские тексты дублируются здесь английскими), превосходно иллюстрированный каталог является не только изданием, описывающим выставку, поделенную между Государственным музеем архитектуры им. А.В.Щусева и фондом IN ARTIBUS, но и коллективной монографией, в восьми статьях наглядно показывающей самые различные изводы «готической темы» в русской архитектуре и непосредственно в творчестве Василия Баженова. Так, академик Дмитрий Швидковский объясняет, что, в отличие от «китайщины», пришедшей в Россию через вторые руки, интерес к зодчеству европейского Средневековья был занесен к нам непосредственно из Великобритании (и именно английской версии этого стиля посвящено эссе Николая Молока). Автор этапной монографии о машинерии барочного театра Анна Корндорф логично посвящает свое исследование готическим мотивам в театре Просвещения. Светлана Усачева из Третьяковской галереи и историк архитектуры Сергей Клименко завершают эту коллекцию статей очерками на тему «древнерусское как готическое»: об осознании ценности памятников российской старины и о первых опытах реставрации древнерусских построек. Стефан Гесслер, исследователь из Сорбонны, объясняет, как именно Баженов переводил элементы «готического вкуса» на архитектурный язык своего времени и своей культуры, а историк искусства Сергей Кузнецов, точно под увеличительным стеклом, рассматривает стрельчатые арки на дорической колонне, один из важнейших элементов баженовского стиля (а также архитекторов его времени), как важнейший способ «архитектурно-пространственной репрезентации власти в Российской империи» времен Екатерины Великой. Эта статья начинается с рассказа о небывалом скандале, который вызвал проект императорской резиденции, что по проекту Баженова начали строить в Царицыне.

Два одинаковых симметричных павильона-дворца, уже полностью возведенные, в 1762 году приказали снести, хотя, как пишет исследователь, «нет сомнения в участии самой заказчицы в утверждении предварительных планов» этих сооружений. Причин разрушения главной части ансамбля могло быть несколько, в том числе связанных с тем, что реализация замысла Баженова была неожиданно признана «архаичной».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+