Василий Поленов много путешествовал по Святой земле, но собственную землю обетованную обрел в Калужской области, недалеко от Тарусы. Как-то раз художник со своим учеником Константином Коровиным проплывал на пароходе по Оке. Разглядев с палубы пустующий холм, он решил, что будет жить именно здесь, и со временем сам спроектировал и построил усадьбу с конюшней, церковью, мастерскими и баней-гостевой, в которой Сергей Прокофьев сочинял «Ромео и Джульетту». Сегодня усадьба меньше всего напоминает скучный музей, подчеркивая, насколько разносторонним был ее хозяин — не только художник, но и композитор, учитель, театрал, большой любитель фольклора. Помимо главного события фестиваля — посвященной евангельскому циклу Поленова выставки, на которой можно увидеть варианты картины «Христос и грешница», а также живопись, акварели и фотографии, документирующие путешествия Поленова по Святой земле, стоит непременно посмотреть коллекцию художника в главном доме — работы Васнецова, Левитана, Рериха, Коровина, Якунчиковой. В отдельном флигеле, прозванном «аббатством», находится мастерская с галереей кукол — от Бабы-яги до 33 богатырей, которые художник делал вместе с детьми, а потом ставил с ними спектакли. Поленов писал здесь картины — сохранились его мольберты, растворы и тюбики. Изучив все это, подкрепившись утиным паштетом и мороженым из щавеля в местном фермерском ресторане, можно отправиться на концерт старинной музыки, на выставки художников резиденций (заявки на участие принимаются круглый год), творческие вечера, среди гостей которых будет, например, Дина Рубина, либо вместе детьми в ремесленную мастерскую. Переночевать можно в отеле неподалеку или, переплыв на теплоходе на другой берег, остановиться в Тарусе, где тоже есть на что посмотреть. Расписание встреч и кинопоказов уточняйте на сайте.
На «Фотопараде в Угличе» можно посетить с десяток выставок — от черно-белых репортажей до проектов современных художников, осмотрев при этом все главные достопримечательности города. В прошлом году выставка Александра Тягны-Рядно, например, проходила в Богоявленском соборе, а конкурс натюрмортов — в старинном здании «Дома Дружбы» XIX века. В нынешнюю программу снова включены выступления лучших фотомастеров — от Георгия Пинхасова до Марка Невилла, бесплатные тесты фотоаппаратных новинок и лекции историков фотографии, на которых в этом году расскажут, например, о моде на пленку. Но самым важным событием фестиваля был и остается просмотр портфолио начинающих фотографов экспертами. Это тот случай, когда можно получить действительно конструктивную критику от профессионалов и рассмотреть работы других фотоэнтузиастов, сравнив достижения. Новшество этого года: теперь в просмотрах участвуют и фотокниги. Общей темой «Фотопарада в Угличе» в связи с празднованием юбилея революции стала тема памяти, поэтому нужно настроиться на то, что на вечерних «летучках», где по традиции классики и новички за самоварами обсуждают увиденные работы и впечатления дня, будут спорить о национальной идентичности и исторической памяти. В прошлом году отдельным удовольствием на фестивале оказались кинопросмотры документальных, невероятно смешных фильмов Тофика Шахвердиева — среди участников этого года он тоже есть. Наконец, на фестивале представят финалистов Международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина и победителей конкурса «Точки на карте», посвященного малым городам. После этого останется только выйти за фотосюжетами на набережную, где в летний сезон постоянно проводятся археологические раскопки.
Чтобы понять, что такое однодневный фестиваль Midsummer Night’s Dream в подмосковной усадьбе Лермонтовых — Столыпиных, нужно представить себе самые грандиозные придворные праздники и балы Франции с их фейерверками, театрами и маскарадом и перенести их в далекое будущее. Всех, кто хоть раз слышал о феерическом костюмированном фестивале, каждый участник которого превращает самого себя в арт-инсталляцию (иначе он просто не пройдет фейсконтроль), ждет в этом году много сюрпризов. Начатое как празднование свадьбы художницы Марго Трушиной и бизнесмена Салавата Тимирясова, фрик-шоу по мотивам шекспировского «Сна в летнюю ночь» отмечает десятилетие. Бессменный режиссер, выпускница ГИТИСа и Школы-студии МХАТа Жу Монтвилайте выбрала тему «Райского сада», вдохновившись Иеронимом Босхом и его «Садом земных наслаждений». Правда, добавляет она, именно той частью, где все «не зашло слишком далеко», опасаясь, чтобы воображение креативных гостей не занесло их в босховские круги ада. Героями праздника станут персонажи художника, и, вспоминая их, невозможно даже представить себе, какие инсталляции и арт-объекты украсят фестивальную площадку. Как всегда, пройдет и традиционное шоу на воде, подготовленное совместно с международной студией интерактивных медиа Sila Sveta, которая в этом году создавала инсталляции для бала Met Gala в Нью-Йорке. По традиции номера фестиваля не будут разделяться, поэтому определить, где в перформансах и импровизациях актеры, а где полностью погрузившиеся в состояние сказочных существ участники, не должно и не будет понятно. Чтобы попасть в сказку, нужно поспешить с регистрацией, а за вдохновением для костюмов обратиться в группу фестиваля на Facebook. В случае чего, добавляет Монтвилайте, художественный грим дорисуют прямо на вечеринке.
Несомненный и главный плюс фестиваля «Форма», который пройдет в этом году уже в шестой раз, в том, что для москвичей это совсем недалеко. Все произойдет в Центре современного искусства «Винзавод», открытые площадки которого постоянно украшают все новые граффити и инсталляции. Сейчас, например, на главной площади расположилась работа группировки ЗИП, разглядывать которую можно, поднимаясь к венчающему ее деревянному вождю в люльке. От фестиваля «Форма» стоит ожидать не арт-объектов, а искусства нематериального. В этом году он посвящен «обмену опытом», что подразумевает обилие перформансов, театральных и иммерсивных шоу, впечатление от которых многократно усилит хорошая музыка, играть ее будут на двух сценах — гитарной и электронной. Интригует отдельная от заявленных выступлений Олега Кулика и выпускников школы перформанса PYRFYR серия перформансов, которая выглядит, как ирония на перманентный столичный ремонт. Участникам вручат лопаты, и им придется за свои же деньги месить цементный раствор, переносить щебень и песок — в общем, хорошо постараться ради создания коллективной инсталляции. Тех же, кто придет просто потанцевать, искусству танца научат профессионально. Хореографов и танцоров будет, если верить программе, едва ли не больше, чем художников, — и это не только вездесущие «брусникинцы», постоянно сопровождающие проекты на стыке искусства и других развлечений, но и, например, исполнители инклюзивного театра «Со-единение», которые покажут, как слушать музыку, не слыша, и чувствовать мир, не видя. Для того чтобы принять участие в интерактиве с балетными танцовщиками «Матрешки in Jazz», где каждый участник сможет смоделировать декорацию с помощью своего смартфона, нужно зарегистрироваться. За карнавальность вечеринок отвечает художник-маг Пахом, который зарядит на позитив своим пением, а если этого окажется мало, то поблизости галерея «Риджина», где до 31 августа продолжается его выставка «Живая вода».
До 2 июля в Никола-Ленивце в Калужской области нельзя пропустить «Архстояние детское». Потому что грибницу почти в 2 м, оборудованную под детскую площадку, увидишь не каждый день, за что можно сказать спасибо Павлу Пепперштейну, вдохновленному «гомерическим детским хохотом». Музей русского импрессионизма проведет тут плэнеры для родителей, в то время как о детях позаботятся живые дельфины (аниматоры в ростовых куклах) и другие взрослые, перевоплотившиеся уже в образовательных целях. Впрочем, опций для детей будет предусмотрено огромное множество — от работы с дизайнерами ГЦСИ до «Худкружка» от Музеев Кремля. Более серьезные интерактивы ждут гостей взрослого «Архстояния», потому что философская тема 12-го сезона фестиваля — «Как жить?» — обязывает. Понимать этот вопрос куратор, архитектор и местный житель Антон Кочуркин призвал в самом буквальном смысле, имея в виду пользу архитектуры. Здесь, например, построят жилище из бетонных заборов для большой компании, поставят на гусеничную платформу морской контейнер, сделав из пристанища художников передвижной дом-танк. Дух художника-мага Пахома, судя по описанию объектов, незримо проникнет и сюда: в штабе того же Кочуркина будут рассказывать об архитектурном направлении «алычизм», в котором «во главе угла стоит угар», а также можно будет посидеть в сделанной из собачьей шерсти конуре. В этой работе выпускницы Школы Родченко Виктории Чупахиной, «укрывающей гостя от агрессивного мира», чувствуется влияние прошлогодней темы убежища, впрочем гармонично воплощающей миссию всего «Архстояния» — приобщиться к творчеству на природе и с пользой провести свободное время вне московской толчеи и строительной пыли, о чем на этот раз позаботится созданный в 2016 году Центр науки и искусства, который обеспечит музыкальный фон. От Москвы и Калуги на «Архстояние» доставляют автобусы, их расписание уже есть на сайте.