Нынешнюю ретроспективу в Лондоне (параллельно в вашингтонском Музее Хиршхорна откроется другая этапная выставка Ильи и Эмилии Кабаковых «Утопические проекты») главный концептуальный дуэт планеты считает своим самым полным ретроспективным показом. Начинается он с «Футболиста» (1964), первой концептуальной картины Ильи Кабакова, и заканчивается картинами и проектами тотальных инсталляций, сделанных вместе с Эмилией Кабаковой в 2017-м.
Ретроспектива готовилась вместе с Государственным Эрмитажем и Государственной Третьяковской галереей, поэтому вполне логично, что через год эту выставку покажут сначала в Санкт-Петербурге, а затем и в Москве.
Однако первой (уже 7 сентября) из каскада музейных проектов открывается большая экспозиция, посвященная творчеству Ильи и Эмилии Кабаковых, в вашингтонском Музее и саду скульптур Хиршхорна.
Эмилия Кабакова объяснила нашей газете, что выставка эта им особенно дорога и напоминает нечто вроде ностальгической прогулки — ведь именно в этом музее, в 1991 году показавшем инсталляцию «Десять персонажей», прошла первая сольная музейная выставка Ильи и Эмилии Кабаковых в США.
Эмилия Кабакова рассказывает: «…в сентябре мы покажем в Музее Хиршхорна модели наших реализованных и нереализованных проектов. Когда мы купили в Америке дом и построили здесь несколько зданий, появилась идея создать музей нереализованных проектов. Теперь, 20 лет спустя, многие из них уже воплотились в реальности, но огромное их число, вероятнее всего, так и останется в статусе нереализованных».
Приуроченная к столетию годовщины Октябрьской революции, ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых в лондонской Тейт Модерн исследует место этой экспериментальной творческой пары в истории международного концептуализма, а также позволит увидеть редко показываемые в Великобритании экземпляры их картин и тотальных инсталляций.
Кабаковы — едва ли не самые известные в мире художники своего поколения, широко известные крупномасштабными инсталляциями, основанными на визуальной культуре бывшего СССР и традициях русской культуры, переведенных этими мастерами на понятный всем язык универсальных тем: утопии и мечты, страхов маленького человека, ну и в целом условий человеческого существования, зажатого в тисках общественных предрассудков.
Лондонская выставка включает более 100 работ, выполненных в самых разных техниках, в том числе картины, рисунки, альбомы, модели и инсталляции, позволяющие продемонстрировать весь творческий и жизненный путь Ильи от периода его неофициального главенства над художественной жизнью московского андерграунда, существовавшей под постоянным приглядом советских властей в его студии на Сретенском бульваре, до его эмиграции в Европу (1987) и дальнейшего совместного творчества с Эмилией вплоть до наших дней.
Инсталляция «В будущее возьмут не всех» (2001), основанная на открытом письме Ильи Кабакова, обращенном к Казимиру Малевичу и опубликованном в неподцензурном журнале «А — Я» в 1983 году, и давшая название всей ретроспективе, будет реконструирована в Великобритании впервые.
Нынешняя экспозиция в Тейт Модерн разрабатывалась при непосредственном участии самих художников Джульетт Бингхэм, куратором Тейт Модерн, вместе с Кэти Ван, помощником хранителя Тейт Модерн, при спонсорстве компании «Новатэк».