Последние пять десятилетий BMW Group не только выпускает передовые модели автомобилей, но и инициирует разнообразные международные культурные проекты, число которых за эти годы уже перевалило далеко за сотню. Концерн никогда не ограничивал себя ни в производстве, ни в культурных инициативах, уделяя внимание множеству областей: и современному искусству, и классической музыке, и джазу, и архитектуре, и дизайну. Помимо совместных проектов, таких как BMW Art Journey с ярмаркой современного искусства Art Basel, BMW Tate Live с легендарным музеем Тейт Модерн в Лондоне или BMW LSO Open Air Classics с Лондонским симфоническим оркестром, компания поддерживает ведущие музеи, выставки и ярмарки искусства, театры и их коллективы по всему миру. Во всех своих инициативах BMW придерживается ценностей абсолютной свободы творчества, поскольку этот принцип лежит в основе как выдающихся произведений искусства, так и успешных инноваций в сфере бизнеса. Разнообразие партнеров подтверждает тяготение к этой свободе: среди них есть как мастодонты, вроде ярмарок TEFAF или Art Basel, так и молодые проекты, к примеру Антарктическая биеннале. А еще в этом длинном списке Большой театр и Музей русского импрессионизма в Москве, театр Ла Скала в Милане, Национальный театр Сан-Карлуш в Лиссабоне, Фонд Соломона Гуггенхайма, фестиваль дизайна и выставка современного искусства Frieze в Лондоне, фотоярмарка Paris Photo в Париже, ярмарки KIAF в Сеуле и Zona Maco в Мехико, даже фестиваль джаза и классики в Кишиневе и джазовая премия BMW Welt Jazz Award в Мюнхене. Продолжать перечисление можно почти бесконечно. Что и говорить о множестве точечных проектов с художниками, оформлявшими ту или иную новинку BMW! Даже заводы для концерна проектировали не абы кто, а целая плеяда великих архитекторов, среди них, к слову, Николас Гримшоу и Заха Хадид.
Главной новостью этого года, пожалуй, можно считать настоящую перезагрузку коллекции BMW Art Car, которая ознаменовалась мировой премьерой нового арт-кара в исполнении китайской художницы Цао Фэй.
В пекинском музее «Миньшэн» в конце мая на грандиозной презентации был показан BMW M6 GT3. Вслед за Джеффом Кунсом и Джоном Балдессари свой вклад в знаменитую коллекцию внесла и самая молодая художница из всех, кто когда-либо участвовал в BMW Art Car. Цао Фэй отступила от традиционного принципа работы художника, не взялась за кисти и краски, а пошла по пути прогресса и выбрала беспрецедентный иммерсивный подход, соединила искусство и инновации, экспериментируя с техникой дополненной реальности.
На самом деле ее проект имеет гораздо более глубокий смысл для коллекции, чем может показаться на первый взгляд: 18-й экспонат BMW Art Car в ее исполнении — это в первую очередь отражение скорости происходящих в Китае изменений традиций и взглядов. В своей работе художница погрузилась в богатейшую историю, охватывающую тысячи лет, отдавая дань древней религиозной мудрости Азии, которая стремительно врывается в третье тысячелетие. В новой работе Цао Фэй три составляющих: видео, фокусирующееся на одухотворенном путешественнике во времени; элементы дополненной реальности, показывающие красочный танец света, доступные через специальное приложение (поиск в App Store по ключевым словам «BMW Art Car #18»); и сам BMW M6 GT3 угольно-черного оттенка как напоминание об углеродном волокне, из которого сделана ходовая часть гоночного автомобиля (для покрытия художница выбрала не глянец лаковой краски, а глубокий матовый цвет). Как и предыдущий арт-кар, созданный Джоном Балдессари, творение Цао Фэй выйдет на гоночный трек, на этот раз на чемпионате мира ФИА ГТ в китайском Макао.
Почти сразу после премьеры в Пекине новости компании BMW пришли с ярмарки современного искусства Art Basel в Швейцарии. Именно там был объявлен очередной победитель проекта по поддержке молодых художников BMW Art Journey. Экспертное жюри единогласно отдало свои голоса индийской художнице Астхе Бутаил. Ее проект «В отсутствие письменности» связан с понятием памяти и живыми традициями, которые передаются через преподавание и устную поэзию. Исследование художницы, посвященное культурным системам, началось в 2009 году, когда она стала учить санскрит. В рамках проекта BMW Art Journey Астха Бутаил планирует изучить традиции зороастрийской Авесты, еврейской устной Торы и индийских вед, наблюдая и коллекционируя различные методы сохранения и фиксации священных текстов и обычаев. Это путешествие объединит этнографию, религию и социологию. Как заявили члены жюри, их особенно подкупил интерес Астхи Бутаил к поиску вымирающих устных традиций, которые она будет документировать с помощью художественных инструментов и взаимодействия с учеными и духовными лидерами.
Другая яркая инициатива BMW LSO Open Air Classics собрала весной на Трафальгарской площади многотысячную толпу зрителей. Под открытым небом Лондона прошел ежегодный бесплатный концерт Лондонского симфонического оркестра под управлением Валерия Гергиева, где музыканты вместе с пианистом Бехзодом Абдураимовым исполнили бессмертные произведения великого Сергея Рахманинова. Это уже шестой концерт в истории сотрудничества немецкого концерна и ведущего мирового оркестра, проходящий в самом сердце британской столицы и дарящий возможность ее гостям и жителям услышать классические произведения в исполнении музыкантов высочайшего уровня.
Кстати, серия подобных концертов BMW под открытым небом на этом не заканчивается, она продолжилась в Мюнхене и стала эффектным началом оперного фестиваля, который откроется в столице Баварии 9 июля показом оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер» в сотрудничестве с Баварской государственной оперой.
Также в этом году концерн BMW продолжил свое многолетнее сотрудничество с Тейт Модерн. После открытия Tanks («Нефтехранилища»), нового выставочного пространства лондонского музея в бывшей электростанции, там стартовало продолжение проекта BMW Tate Live, начатого еще в 2012 году. В рамках обновления с 24 марта по 18 апреля была показана выставка «Десять дней и шесть ночей». В Tanks прошло представление абсолютно нового образца, сочетающее в себе сразу несколько форматов современного искусства: инсталляцию, перформанс, кино, музыку и танец. Группа кураторов отобрала работы как молодых художников, таких как Изабель Льюис или Пол Махеке, так и зрелых мастеров, в том числе Фуджико Накая и Фила Ниблика. Возраст участников колебался от 35 до 83 лет, география — от Японии до Доминиканской Республики. Из знаменитостей в выставке отметился японец Фуджико Накая. Он преобразил террасу Тейт Модерн с помощью захватывающей туманной скульптуры, созданной полностью из водяного пара. Скульптура была дополнена световой проекцией и звуковым ландшафтом, разработанными его соратниками Сакамото и Широ Такани. В этом же пространстве можно было увидеть выступления прославленного танцовщика и хореографа Мина Танака. В лобби Tanks Изабель Льюис провела ряд своих фирменных «Событий». В пространстве Transformer Galleries cтудия CAMP из Мумбая показывала видеоархив и предлагала обсудить, как современные технологии объединяют, но в то же время контролируют людей. А американцы Ву Цанг и Фред Мотен представляли Gravitational Feel — скульптурный перформанс с использованием ткани и звука, изучающий социальную и физическую значимость прикосновения и голоса.
Партнерский материал