18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Культурный подход

№55
Материал из газеты

Вряд ли найдется другой бренд, настолько включенный в культурную жизнь мира, как это делает немецкий концерн BMW. Узнать о его проектах стоит подробнее

Последние пять десятилетий BMW Group не только выпускает передовые модели автомобилей, но и инициирует разнообразные международные культурные проекты, число которых за эти годы уже перевалило далеко за сотню. Концерн никогда не ограничивал себя ни в производстве, ни в культурных инициативах, уделяя внимание множеству областей: и современному искусству, и классической музыке, и джазу, и архитектуре, и дизайну. Помимо совместных проектов, таких как BMW Art Journey с ярмаркой современного искусства Art Basel, BMW Tate Live с легендарным музеем Тейт Модерн в Лондоне или BMW LSO Open Air Classics с Лондонским симфоническим оркестром, компания поддерживает ведущие музеи, выставки и ярмарки искусства, театры и их коллективы по всему миру. Во всех своих инициативах BMW придерживается ценностей абсолютной свободы творчества, поскольку этот принцип лежит в основе как выдающихся произведений искусства, так и успешных инноваций в сфере бизнеса. Разнообразие партнеров  подтверждает тяготение к этой свободе: среди них есть как мастодонты, вроде ярмарок TEFAF или Art Basel, так и молодые проекты, к примеру Антарктическая биеннале. А еще в этом длинном списке Большой театр и Музей русского импрессионизма в Москве, театр Ла Скала в Милане, Национальный театр Сан-Карлуш в Лиссабоне, Фонд Соломона Гуггенхайма, фестиваль дизайна и выставка современного искусства Frieze в Лондоне, фотоярмарка Paris Photo в Париже, ярмарки KIAF в Сеуле и Zona Maco в Мехико, даже фестиваль джаза и классики в Кишиневе и джазовая премия BMW Welt Jazz Award в Мюнхене. Продолжать перечисление можно почти бесконечно. Что и говорить о множестве точечных проектов с художниками, оформлявшими ту или иную новинку BMW! Даже заводы для концерна проектировали не абы кто, а целая плеяда великих архитекторов, среди них, к слову, Николас Гримшоу и Заха Хадид.

Главной новостью этого года, пожалуй, можно считать настоящую перезагрузку коллекции BMW Art Car, которая ознаменовалась мировой премьерой нового арт-кара в исполнении китайской художницы Цао Фэй.

В пекинском музее «Миньшэн» в конце мая на грандиозной презентации был показан BMW M6 GT3. Вслед за Джеффом Кунсом и Джоном Балдессари свой вклад в знаменитую коллекцию внесла и самая молодая художница из всех, кто когда-либо участвовал в BMW Art Car. Цао Фэй отступила от традиционного принципа работы художника, не взялась за кисти и краски, а пошла по пути прогресса и выбрала беспрецедентный иммерсивный подход, соединила искусство и инновации, экспериментируя с техникой дополненной реальности.

На самом деле ее проект имеет гораздо более глубокий смысл для коллекции, чем может показаться на первый взгляд: 18-й экспонат BMW Art Car в ее исполнении — это в первую очередь отражение скорости происходящих в Китае изменений традиций и взглядов. В своей работе художница погрузилась в богатейшую историю, охватывающую тысячи лет, отдавая дань древней религиозной мудрости Азии, которая стремительно врывается в третье тысячелетие. В новой работе Цао Фэй три составляющих: видео, фокусирующееся на одухо­творенном путешественнике во времени; элементы дополненной реальности, показывающие красочный танец света, доступные через специальное приложение (поиск в App Store по ключевым словам «BMW Art Car #18»); и сам BMW M6 GT3 угольно-черного оттенка как напоминание об углеродном волокне, из которого сделана ходовая часть гоночного автомобиля (для покрытия художница выбрала не глянец лаковой краски, а глубокий матовый цвет). Как и предыдущий арт-кар, созданный Джоном Балдессари, творение Цао Фэй выйдет на гоночный трек, на этот раз на чемпионате мира ФИА ГТ в китайском Макао.

Почти сразу после премьеры в Пекине новости компании BMW пришли с ярмарки современного искусства Art Basel в Швейцарии. Именно там был объявлен очередной победитель проекта по поддержке молодых художников BMW Art Journey. Экспертное жюри единогласно отдало свои голоса индийской художнице Астхе Бутаил. Ее проект «В отсутствие письменности» связан с понятием памяти и живыми традициями, которые передаются через преподавание и устную поэзию. Исследование художницы, посвященное культурным системам, началось в 2009 году, когда она стала учить санскрит. В рамках проекта BMW Art Journey Астха Бутаил планирует изучить традиции зороастрийской Авесты, еврейской устной Торы и индийских вед, наблюдая и коллекционируя различные методы сохранения и фиксации священных текстов и обычаев. Это путешествие объединит этнографию, религию и социологию. Как заявили члены жюри, их особенно подкупил интерес Астхи Бутаил к поиску вымирающих устных традиций, которые она будет документировать с помощью художественных инструментов и взаимодействия с учеными и духовными лидерами.

Другая яркая инициатива BMW LSO Open Air Classics собрала весной на Трафальгарской площади многотысячную толпу зрителей. Под открытым небом Лондона прошел ежегодный бесплатный концерт Лондонского симфонического оркестра под управлением Валерия Гергиева, где музыканты вместе с пианистом Бехзодом Абдураимовым исполнили бессмертные произведения великого Сергея Рахманинова. Это уже шестой концерт в истории сотрудничества немецкого концерна и ведущего мирового оркестра, проходящий в самом сердце британской столицы и дарящий возможность ее гостям и жителям услышать классические произведения в исполнении музыкантов высочайшего уровня.

Кстати, серия подобных концертов BMW под открытым небом на этом не заканчивается, она продолжилась в Мюнхене и стала эффектным началом оперного фестиваля, который откроется в столице Баварии 9 июля показом оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер» в сотрудничестве с Баварской государственной оперой.

Также в этом году концерн BMW продолжил свое многолетнее сотрудничество с Тейт Модерн. После открытия Tanks («Нефтехранилища»), нового выставочного пространства лондонского музея в бывшей электростанции, там стартовало продолжение проекта BMW Tate Live, начатого еще в 2012 году. В рамках обновления с 24 марта по 18 апреля была показана выставка «Десять дней и шесть ночей». В Tanks прошло представление абсолютно нового образца, сочетающее в себе сразу несколько форматов современного искусства: инсталляцию, перформанс, кино, музыку и танец. Группа кураторов отобрала работы как молодых художников, таких как Изабель Льюис или Пол Махеке, так и зрелых мастеров, в том числе Фуджико Накая и Фила Ниблика. Возраст участников колебался от 35 до 83 лет, география — от Японии до Доминиканской Республики. Из знаменитостей в выставке отметился японец Фуджико Накая. Он преобразил террасу Тейт Модерн с помощью захватывающей туманной скульптуры, созданной полностью из водяного пара. Скульптура была дополнена световой проекцией и звуковым ландшафтом, разработанными его соратниками Сакамото и Широ Такани. В этом же пространстве можно было увидеть выступления прославленного танцовщика и хореографа Мина Танака. В лобби Tanks Изабель Льюис провела ряд своих фирменных «Событий». В пространстве Transformer Galleries cтудия CAMP из Мумбая показывала видеоархив и предлагала обсудить, как современные технологии объединяют, но в то же время контролируют людей. А американцы Ву Цанг и Фред Мотен представляли Gravitational Feel — скульптурный перформанс с использованием ткани и звука, изучающий социальную и физическую значимость прикосновения и голоса.

Справка

Партнерский материал

Еще…
Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+