18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Нескромное очарование гоп-арта

Куратор специального проекта по поддержке молодого искусства «Старт» ЦСИ «Винзавод» сезона 2017–2018 специально для TANR рассказывает о первой персональной выставке Евгения Сахацкого

Первая персональная выставка Евгения Сахацкого представляет на площадке «Старт» живопись, графику и объекты молодого художника из Москвы. Стилистика работ Сахацкого отсылает к гоп-арту — направлению искусства, использующему окраинную субкультуру как материал. Евгений пишет портреты «детей нашего времени», представителей неформальных сообществ и разных музыкальных и дворовых субкультур, но он не считает этих людей маргиналами — взгляд художника открывает обыденные стороны их жизни, цепляясь за детали. Майка с именем известного дизайнера уличной моды или человек-реклама в костюме телефона — все это фрагменты повседневности, которые мы часто не замечаем. Герои Сахацкого живут самой обычной жизнью, но одновременно они находятся вне обывательской среды, сознательно маркируя себя «иными», изгоями.

Художник находит, выражаясь его собственным языком, «романтическую красоту там, где ее не хотят видеть другие», — он рисует исписанные стены и мусорные баки, считая последние исторически необходимым элементом освобождения от всего лишнего, содержательно важным аспектом обыденной жизни. Понятие «красоты», хотя и табуировано современным искусством, воспринимается Сахацким как вполне конкретная оптическая данность: он считает визуально приятным или интересным то, что большинству покажется отталкивающим или пошлым. Эта эстетика отвратительного и дикого составляет суть и смысл его художественного языка: все не то, чем кажется, а чтобы по-настоящему увидеть скрытые подтексты и смыслы, необходимо избавиться от стереотипного мышления и всевозможных шаблонов, только так художник может достичь подлинной свободы и быть искренним.

Сам термин «гоп-арт», возникший в начале 2000-х годов в Санкт-Петербурге как выражение традиционного конфликта между московским интеллектуальным концептуализмом и брутальным стрит-артом, — специфический оксюморон, сочетающий понятия «гопник» и «искусство», хотя эти слова, казалось бы, сочетать невозможно. Однако представителям этого направления удалось весьма успешно сформулировать язык «ребят с окраин» в реальности постмодернизма, наделив свои работы простым и всем понятным нарративом. Основной спекулятивной идеей российского гоп-арта является обращение к подлинности настоящей жизни, отрицающей дискурс и рефлексию, — буквально «что вижу, то рисую». Часто та микрореальность, которую создает и усиленно поддерживает художественное сообщество, отгородившееся своеобразным «дискурсивным забором» от всего, что оно считает несоответствующим термину «современное искусство», отказывается воспринимать искусство окраин, поскольку последнее не воспринимает это сообщество всерьез.

Тем не менее эстетика массовой низовой культуры оказывается по-своему притягательной для художественного сообщества, члены которого порой претендуют на некую элитарность. Возможность прикоснуться к подлинности реальной жизни, не покидая уютного и безопасного пространства выставочных залов и галерей, — идеальный способ погружения в среду без выезда на натуру. Кипящая жизнь спальных районов, темных подворотен, обшарпанных дворов и подъездов подкупает своей «настоящестью», искренностью и простотой. Высоколобые интеллектуалы с периодичностью раз в десять лет начинают стремиться ощутить на себе влияние культуры окраин, культуры гопничества — в моду входит соответствующая одежда, имитирующая стиль гопника, режиссеры снимают классное кино о нелегкой жизни простых ребят, а ночные клубы воссоздают атмосферу школьных дискотек и заброшенных заводов. Массовая культура расцветает тогда, когда ломается система смысловой иерархии, рушатся навязанные сверху идеологии и ценностные ритуалы, культура теряет точку опоры и свой голос в смысловом шуме обретает культура низов.

Сегодня мы оказались в ситуации, когда система ценностей «нефтяных нулевых» терпит крах. Экономический и социальный кризис вызывает к жизни самые причудливые виды и формы художественных высказываний, а народ стоит в очередях на выставку Сергея Шнурова в ММОМА. Теперь его простой и ясный «брендреализм» отрефлексирован институционально и вписан в историю современного искусства. Но далеко не все художники, работающие со схожей тематикой, имеют средства на столь качественное производство, поэтому на арену современного искусства снова выходит гоп-арт. Очарование последнего и его влияние на наше сообщество можно сравнить с эффектом, похожим на стокгольмский синдром — защитно-бессознательную связь или симпатию, часто травматическую, возникающую между жертвой и агрессором в процессе захвата или применения физического либо морального насилия. Интересно, что в новой психологической терминологии стокгольмский синдром называют «синдромом здравого смысла» — именно так я предлагаю называть отношения, возникающие между рафинированной интеллектуальной «элитой» и представителями гоп-арта. Важно отметить, что эти отношения не односторонние, поскольку представители гоп-арта точно так же тянутся к славе, коммерческому успеху и почетному пьедесталу на полке истории, как и все прочие художники. Нарочитое высмеивание художественного сообщества как системы, отрицание и демонстративное нарушение всех норм и законов, девиантное и даже делинквентное поведение всего лишь доказывают очевидное желание быть замеченными и получить те привилегии, за которые гопартисты изначально презирали своих оппонентов. Интересной особенностью гоп-арта является то, что, став элементом арт-системы, он часто перестает быть стихийным бедствием, ломающим устои, а превращается в признанного enfant terrible, к милым выходкам которого все давно привыкли. Что произойдет с новой волной этого стиля через несколько лет и постигнет ли ее участь предшественниц — неизвестно. Но здравый смысл подсказывает, что нам стоит внимательно следить за развитием событий.

Выставка Евгения Сахацкого работает на площадке молодого искусства «Старт» с 11 июля  до 13 августа.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+