18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кремль выходит за стену

№55
Материал из газеты

Музеи Московского Кремля расширяются за пределы Кремлевской стены. Новое здание должно быть закончено к 2019 году, в 2020-м в нем откроется музей

Мы станем свидетелями исторического события: один из старейших музеев страны, учрежденный в 1806 году указом Александра I, выйдет за пределы Кремля. Внутри него тесно, а коллекция слишком велика. Когда Андрей Баталов, заместитель директора Музеев Московского Кремля по науке, говорит, что «все наши сокровища сокрыты от вас», он не лукавит. С появлением нового музейного здания экспозиция Оружейной палаты изменится, ждут перемены и другие выставочные пространства внутри кремлевских стен: Успенскую звонницу, Одностолпную палату. Так, в Патриаршем дворце вместо собрания декоративно-прикладного искусства XVII века разместится музей митрополичьего и патриаршего двора. А новый музей на Красной площади станет естественным продолжением экскурсионного маршрута: из Кремля туда можно будет попасть через открытые недавно Спасские ворота. Главный вход в музей сделают у Покровского собора.

Эта экспансия на сопредельную территорию могла случиться давно: еще в 2011 году начинали строить депозитарий на Боро­вицкой площади, но проект отменили, в итоге поставив там памятник князю Владимиру. Была призрачная надежда на то, что музею отдадут опустевший 14-й административный корпус Кремля, но его сломали. В итоге музей решили устроить в бывших Средних торговых рядах. Президент страны подписал распоряжение, средства выделены, проект, разработанный Юрием Григоряном (архитектурное бюро «Меганом») при участии Наты Татунашвили (бюро Nowadays), утвержден и реализуется. Обратите внимание: Григорян также является автором проекта музейного городка ГМИИ им. А.С.Пушкина, построенного Романом Клейном, — и Клейн же построил Средние торговые ряды. За последнее столетие это здание, занимающее квартал, ограниченный Ильинкой, Хрустальным переулком и Москворецким проездом, ни разу не выполняло общественной функции.

Мало кто даже из коренных москвичей знает, что это за здание. Советские люди застали лишь «слепой» фасад в псевдорусском стиле (строение составляло ансамбль с соседними Верхними торговыми рядами — ГУМом) с наглухо закрытыми окнами, превращавшими его в дом-невидимку. После революции оно принадлежало Реввоенсовету, потом Министерству обороны. Начиная с 1930-х его постоянно угрожали снести — так же, как стоявшие ближе к набережной Нижние торговые ряды XVIII века, уничтоженные в 1960-х.

К 2000 году, когда здание передали на баланс созданного только что ФГУП «Федеральный комплекс „Кремлевский“», подчиненного Управлению делами президента РФ, уцелели не только трехэтажные фасады памятника, но и все четыре внутренних корпуса торговых рядов. Они были двухэтажными и представляли собой единый комплекс с внешним зданием, стоявшим по периметру. Все это хотели превратить в отель с апартаментами — на месте внутренних корпусов построить высотку, возвышающуюся над историческим фасадом и нарушающую перспективу Красной площади. Против этого проекта возражали органы охраны наследия, сюжет развивался не один год, и тут случилась рокировка: здание передали одному из силовых ведомств. В 2000-е годы внутренние корпуса по приказу премьер-министра Михаила Фрадкова снесли и строить стали так активно, что в соседнем Покровском соборе (более известном по имени одного из приделов — храма Василия Блаженного) лопнули стальные связи. Памятник у ведомства не сразу, но отняли, передали музею. Тут бы и радоваться — но в жизнь стали претворять проект, с музеем не согласованный. Он обошелся казне в сумму с восемью нулями, но, к счастью, был отменен.

Так что с нынешним проектом Москве повезло. Вписывая новый объем в уже существующий исторический ансамбль, Григорян не стал перекрывать внутренний двор — это и невозможно по закону. «Наружное здание, — объясняет архитектор, — ограничивает внутреннюю улицу, куда затекает пространство Красной площади. Первый этаж его полностью открыт: кафе, магазины, детское пространство. Круглая лестница поднимает нас на уровень экспозиции, сосредоточенной на одном этаже. Это вынужденная мера: здание стоит на сложном рельефе и „скачет“ — нет ни одного плоского этажа, поэтому во внутреннем здании нам пришлось решать эту проблему. С наружным зданием его соединяют три моста. Таким образом, можно будет пройти всю экспозицию, не поднимаясь с одного уровня на другой».

Превратив внутреннее здание в музейную витрину, Григорян решил и другую проблему — изящно вписал современную постройку в заданную историческую раму. Оказавшись на внутренней улице, посетитель увидит выставленные за стеклом архитектурные фрагменты, экспонаты и, таким образом, сразу попадет в музей. Внутри он обнаружит новую Оружейную палату с коллекциями оружия, тканей, стекла и фарфора, музей Карла Фаберже. Там же окажутся никогда и никем невиданная византийская коллекция, собрание русского и иностранного серебра. Найдется место и для лапидария, в котором собраны обломки исчезнувших кремлевских построек. Новый музей площадью 80 тыс. кв. м будет одним из самых больших музеев мира — оставаясь при этом естественным продолжением старых Музеев Московского Кремля.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+