Мы станем свидетелями исторического события: один из старейших музеев страны, учрежденный в 1806 году указом Александра I, выйдет за пределы Кремля. Внутри него тесно, а коллекция слишком велика. Когда Андрей Баталов, заместитель директора Музеев Московского Кремля по науке, говорит, что «все наши сокровища сокрыты от вас», он не лукавит. С появлением нового музейного здания экспозиция Оружейной палаты изменится, ждут перемены и другие выставочные пространства внутри кремлевских стен: Успенскую звонницу, Одностолпную палату. Так, в Патриаршем дворце вместо собрания декоративно-прикладного искусства XVII века разместится музей митрополичьего и патриаршего двора. А новый музей на Красной площади станет естественным продолжением экскурсионного маршрута: из Кремля туда можно будет попасть через открытые недавно Спасские ворота. Главный вход в музей сделают у Покровского собора.
Эта экспансия на сопредельную территорию могла случиться давно: еще в 2011 году начинали строить депозитарий на Боровицкой площади, но проект отменили, в итоге поставив там памятник князю Владимиру. Была призрачная надежда на то, что музею отдадут опустевший 14-й административный корпус Кремля, но его сломали. В итоге музей решили устроить в бывших Средних торговых рядах. Президент страны подписал распоряжение, средства выделены, проект, разработанный Юрием Григоряном (архитектурное бюро «Меганом») при участии Наты Татунашвили (бюро Nowadays), утвержден и реализуется. Обратите внимание: Григорян также является автором проекта музейного городка ГМИИ им. А.С.Пушкина, построенного Романом Клейном, — и Клейн же построил Средние торговые ряды. За последнее столетие это здание, занимающее квартал, ограниченный Ильинкой, Хрустальным переулком и Москворецким проездом, ни разу не выполняло общественной функции.
Мало кто даже из коренных москвичей знает, что это за здание. Советские люди застали лишь «слепой» фасад в псевдорусском стиле (строение составляло ансамбль с соседними Верхними торговыми рядами — ГУМом) с наглухо закрытыми окнами, превращавшими его в дом-невидимку. После революции оно принадлежало Реввоенсовету, потом Министерству обороны. Начиная с 1930-х его постоянно угрожали снести — так же, как стоявшие ближе к набережной Нижние торговые ряды XVIII века, уничтоженные в 1960-х.
К 2000 году, когда здание передали на баланс созданного только что ФГУП «Федеральный комплекс „Кремлевский“», подчиненного Управлению делами президента РФ, уцелели не только трехэтажные фасады памятника, но и все четыре внутренних корпуса торговых рядов. Они были двухэтажными и представляли собой единый комплекс с внешним зданием, стоявшим по периметру. Все это хотели превратить в отель с апартаментами — на месте внутренних корпусов построить высотку, возвышающуюся над историческим фасадом и нарушающую перспективу Красной площади. Против этого проекта возражали органы охраны наследия, сюжет развивался не один год, и тут случилась рокировка: здание передали одному из силовых ведомств. В 2000-е годы внутренние корпуса по приказу премьер-министра Михаила Фрадкова снесли и строить стали так активно, что в соседнем Покровском соборе (более известном по имени одного из приделов — храма Василия Блаженного) лопнули стальные связи. Памятник у ведомства не сразу, но отняли, передали музею. Тут бы и радоваться — но в жизнь стали претворять проект, с музеем не согласованный. Он обошелся казне в сумму с восемью нулями, но, к счастью, был отменен.
Так что с нынешним проектом Москве повезло. Вписывая новый объем в уже существующий исторический ансамбль, Григорян не стал перекрывать внутренний двор — это и невозможно по закону. «Наружное здание, — объясняет архитектор, — ограничивает внутреннюю улицу, куда затекает пространство Красной площади. Первый этаж его полностью открыт: кафе, магазины, детское пространство. Круглая лестница поднимает нас на уровень экспозиции, сосредоточенной на одном этаже. Это вынужденная мера: здание стоит на сложном рельефе и „скачет“ — нет ни одного плоского этажа, поэтому во внутреннем здании нам пришлось решать эту проблему. С наружным зданием его соединяют три моста. Таким образом, можно будет пройти всю экспозицию, не поднимаясь с одного уровня на другой».
Превратив внутреннее здание в музейную витрину, Григорян решил и другую проблему — изящно вписал современную постройку в заданную историческую раму. Оказавшись на внутренней улице, посетитель увидит выставленные за стеклом архитектурные фрагменты, экспонаты и, таким образом, сразу попадет в музей. Внутри он обнаружит новую Оружейную палату с коллекциями оружия, тканей, стекла и фарфора, музей Карла Фаберже. Там же окажутся никогда и никем невиданная византийская коллекция, собрание русского и иностранного серебра. Найдется место и для лапидария, в котором собраны обломки исчезнувших кремлевских построек. Новый музей площадью 80 тыс. кв. м будет одним из самых больших музеев мира — оставаясь при этом естественным продолжением старых Музеев Московского Кремля.