Главная интрига — кому же достанется здание Центрального дома художника на Крымском Валу, огромная коллекция произведений искусства, а также другое имущество и недвижимость конфедерации?
Решение о запрете Международной конфедерации союзов художников (МКСХ) пока не вступило в законную силу, следовательно, еще и не начался процесс ликвидации организации. Если она потерпит фиаско и в апелляционной инстанции, то процедуру запустят.
Из решения суда следует, что обязанность по осуществлению ликвидации ложится на одного из членов конфедерации — Всероссийскую творческую общественную организацию «Союз художников России». Все остальные шаги, в том числе то, кому уйдет имущество МКСХ, суд в резолютивной части постановления не отразил. Однако порядок прописан в гражданском кодексе РФ и законе «О некоммерческих организациях», согласно которому все имущество ликвидируемых направляется на цели, с которыми они были созданы, либо отдается на благотворительность, либо уходит государству.
В уставе МКСХ сказано, что она действует на благо развития изобразительного искусства и расширения творческих связей художников. Таким образом, велика вероятность, что недвижимость и другое имущество организации уйдут по наследству Министерству культуры РФ, которое, кстати, пыталось войти в процесс о ликвидации, но получило от суда отказ. Аналогичный ответ дала судья и представителю интересов государства — Росимуществу, которое также хотело участвовать в деле.
Юрист МКСХ Игорь Штин считает, что пока рано делить шкуру неубитого медведя и ставить вопросы о «наследниках». Среди них может быть и Третьяковская галерея, которая вместе с МКСХ занимает здание ЦДХ, и РОСИЗО с тематически близкой коллекцией искусства.
«Трудно сказать, как фактически будет решаться ситуация с имуществом. Это большой вопрос. Свои интересы заявляли Минкультуры и Росимущество — они просились участвовать в процессе. Но посмотрим, пока преждевременно об этом говорить. Я не думаю, что в такой скандальной ситуации кто-то пойдет на нарушения, все будет по закону», — уверен юрист.
Инициатор ликвидации главного сообщества художников — Минюст в иске указал, что МКСХ работает «с грубыми нарушениями Конституции РФ, законодательства РФ и положений собственного устава». Все изъяны были вскрыты в ходе внеплановой проверки организации, которую ведомство провело с 25 мая по 22 июня прошлого года по поручению Генпрокуратуры. Претензии связаны прежде всего с получением дохода от аренды помещений конфедерации. Договоры, например, были заключены с «Альфа-банком», частным охранным предприятием «Берсерк-В» и другими компаниями, далекими от области искусства и культуры. Однако Минюст напоминает, что НКО могут получать прибыль только от деятельности, которая служит достижению целей организации. Ведомство отметило, что банки или охрана никак не могут помочь развитию изобразительного искусства или консолидации художников, однако признало¸ что не проверяло, куда же были вложены полученные от аренды деньги. Кроме того, этот вид заработка не был отражен в перечне деятельности МКСХ, что нарушает положения закона о регистрации юридических лиц.
Как уверяет глава конфедерации Масут Фаткулин, выявленные в ходе проверки нарушения были ими устранены — в частности, они прописали в уставе возможность получения дохода от сдачи в аренду собственности.
Не устроила ведомство и ситуация с продажей и покупкой картин, а также c вывозом 26 полотен и продажей 11 из них на торгах Sotheby’s: министерство считает, что во всех процедурах был нарушен порядок документооборота. Всего в иске перечислено 12 пунктов нарушений, которые были обнаружены во время внезапной проверки: ассоциация должна объединять 15 союзов отечественных и зарубежных художников, а регистрация есть лишь на 8; зарплаты выплачивались сотрудникам, которых было в два раза больше, чем зафиксировано штатным расписанием; сметы расходов и доходов утвердил не тот человек, который должен был; и так далее.
Все эти изъяны привели к многочисленным судебным процессам. МКСХ оштрафовали на 6 тыс. руб. за административное правонарушение, а из-за того, что все дела так и не привели в порядок, конфедерации вынесли предупреждение, причем дважды.
Организация пыталась оспорить акты проверки и предупреждения в Арбитражном суде Москвы, но каждый раз терпела неудачу, в том числе в апелляционной инстанции. Наконец в этом году конфедерация взялась за устранение выявленных нарушений и передала Минюсту документы, подтверждающие, что теперь в организации все разложено по полочкам. Но министерство, изучив эти документы, посчитало, что «воз и ныне там». В заявлении уже в Верховный суд оно указало, что раз МКСХ нарушает законы «неоднократно и грубо», то ее надо ликвидировать.
Художники же считают претензии Минюста малозначительными для столь серьезного решения, как ликвидация конфедерации. Организация выразила готовность оперативно устранить все нарушения и даже выплатить штраф, лишь бы сохранить ассоциацию российских и зарубежных художников.
«Минюст упирал на то, что грубо и неоднократно нарушен закон, но мы объясняли, что уж точно действовали не грубо: серьезных последствий от нарушений не произошло, никакого ущерба тоже не наступило. Принимать в этих условиях такую крайнюю меру, как ликвидация… Излишне с обвинительным уклоном к нам отнеслись, чрезмерно строго», — считает юрист Штин.
Путаница в документах случается у многих юридических лиц, общественных организаций, однако никто их за это не ликвидирует, ведь законы предусматривают и другие способы наказания за такую небрежность, напомнил он. «Мы с уважением относимся к Министерству юстиции как государственному органу, но в нашем случае оно поступило чрезмерно сурово. Весьма второстепенные нарушения послужили основанием для столь серьезного решения. Будем дальше бороться», — отметил Игорь Штин.
По какой причине судья Алла Назарова поддержала позицию министерства, а не МКСХ, пока неизвестно. Она огласила на заседании лишь резолютивную часть постановления, а мотивировочная, в которой объясняются все аргументы суда, будет готова примерно через пять-семь дней. С этого времени начнется и 30-дневный отсчет для подготовки и подачи жалобы МКСХ с попыткой убедить апелляционную инстанцию в своей правоте.
Юрист организации отметил, что она будет бороться за свои права и дальше, причем не намерена останавливаться на стадии апелляции. «Поручение от руководства нам уже дано, будем бороться всеми законными способами, готовить свои доводы», — сказал Штин. При этом МКСХ отмечает, что свои интересы она готова отстаивать не только в Верховном суде, но и дойти до Конституционного суда. Пока, правда, не уточняется, какое именно законоположение намерены оспорить художники.
Алиса Фокс
РАПСИ специально для TANR