Крупный проект «музейной мили» в Бейруте набирает обороты. В этом бурно растущем ближневосточном мегаполисе здания для десятка культурных институций либо строятся, либо уже сданы. Культурная экспансия идет семимильными шагами благодаря поддержке меценатов и корпораций, постепенно в процесс включается и общественность.
Бейрутский художественный музей, представляющий искусство с начала ХХ века и по сегодняшний день (как местное, так и интернациональное), стимулирует развитие всех остальных проектов. Здание музея, который откроется для публики в 2020 году, расположено на Дамаск-роуд, бывшей разделительной линии времен гражданской войны в Ливане. «Наш музей задуман не изолированным островом, но как часть архипелага, занимающего центр города в последовательности, намеченной сегодня основными арт-институциями», — говорит архитектор музея Хала Варде.
Понятно, что превращение Бейрута в культурный центр не проходит гладко. Национальная безопасность по-прежнему остается одной из главных проблем государства, граничащего с Сирией. Другая проблема — внутриполитическая обстановка: до 2016 года страна более двух лет оставалась без президента, так что жить в столице было небезопасно. Назначение мусульманина-суннита Саада аль-Харири премьер-министром в ноябре прошлого года создало видимость политической стабильности. Новое правительство одобрило генеральный план реконструкции площади Мучеников в центре Бейрута, предложенный архитектором Ренцо Пьяно.
Реализации культурных проектов в стране мешает и обычная конкуренция. Так, сейчас сразу два соперничающих археологических музея — государственный Городской музей Бейрута и Музей цивилизаций — одновременно претендуют разместиться на площади Мучеников.
Тем временем большой резонанс вызвало предложение крупного предпринимателя Тони Саламе построить несколько зданий в стиле летних павильонов британской галереи Seprentine. Они зададут тон новому арт-району в центре города. «У каждого павильона будет свое назначение, но главная их цель — быть образцом современного дизайна», — говорит Саламе. Эксперты и чиновники от культуры обсудили перспективы создания арт-района в Бейруте на открытом заседании Фонда Aïshti, принадлежащего Саламе. Николай Урусофф, бывший архитектурный критик газеты New York Times, впрочем, предостерегает от ускоренной джентрификации. Он предложил создать в будущем районе «временное пространство, находящееся вне досягаемости рынка, ведь как раз менее формальное развитие Бейрута способно дать более ощутимые результаты».