В самом сердце Санкт-Петербурга, на углу Невского проспекта и Михайловской улицы, вот уже 142 года принимает гостей в своих стенах старейшая в городе гостиница класса люкс «Гранд Отель Европа». Открытая в 1875 году, за свою продолжительную историю она видела немало именитых гостей: здесь император Николай II встречался с принцем Сиама, ужинал Петр Ильич Чайковский, давали концерты сэр Элтон Джон и Уитни Хьюстон.
Поддержание звания одного из лучших отелей требует постоянной работы по сохранению и обновлению уникальных интерьеров, а также свежих идей и их идеальной реализации. Планы гостиницы амбициозны: уже отреставрирован исторический фасад здания, в 2017 году будут обновлены 114 номеров, интерьер которых оценивается в $4 млн.
Номерной фонд гостиницы разнообразен: четыре вида люксов, в том числе самые просторные в Северной столице президентские апартаменты, расположенные на 350 кв. м, а также авангардные люксы, названные в честь величайших художников и скульпторов. «Малевич» — яркий и акцентный, имеющий простые и четкие геометрические элементы в интерьере. «Кандинский» отсылает к абстракционизму, переплетению цвета и форм. Кубический «Архипенко» и его игра с негативным пространством. Революционный «Лисицкий», балансирующий на грани советской пропаганды и китча. И классический «Родченко» — с первыми образцами советского дизайна и рекламы, не теряющих популярности.
Отдельная гордость — рестораны. Два года назад в «Гранд Отеле Европа» был открыт AZIA с богатым паназиатским меню и барной картой на любой вкус. Успех заведения обуславливается педантичным подходом владельцев: концепция продумывалась около семи лет, премьера стала важным событием для Петербурга. Другую часть света представляет ресторан «Европа», расположенный на втором этаже. Зал в стиле модерн, спроектированный архитектором Карлом Маккензеном, существует в отеле с 1905 года и украшен витражными потолками, деревянной резьбой и знаменитым панно «Аполлон на колеснице».
В марте этого года распахнул свои двери после реставрации легендарный бальный зал «Крыша», созданный в 1909 году по проекту Федора Лидваля и имеющий, как и каждый уголок отеля, свою историю. В первоначальном плане зала не существовало, но возраставшая популярность гостиницы требовала ее расширения. Проект надстройки мансарды над пятым этажом утвердил сам император Николай II.
Мансарду возвели за один год, а открывшийся на летней террасе ресторан «Крыша» практически сразу стал лучшим в Петербурге. Пообедать в нем считалось таким же обязательным пунктом для приезжего, как осмотр достопримечательностей. Тем более что оба занятия можно было совместить: возвышающийся над городскими постройками в самом сердце города, отель давал возможность взглянуть на него с непривычного ракурса. Это отмечали и многочисленные именитые гости. Так, в 1912 году великий русский поэт Александр Блок писал: «Завтракали на крыше Европейской гостиницы, там занятно: дорожки, цветники и вид на весь Петербург, который прикидывается оттуда Парижем».
Слава «Крыши» пережила и царскую, и советскую эпохи. В сталинское время в рестораны могли ходить далеко не все, основную аудиторию составляли иностранцы, генералы и народные артисты. Но постепенно сознание граждан изменилось. Известный петербургский краевед Лев Лурье так говорит о «Крыше»: «В середине 1950‑х модная городская молодежь преодолела робость, вошла в крутящуюся дверь „Европейской“, поднялась на „Крышу“ и оказалась в другом мире».
Ресторан формировал в своих стенах по-настоящему новую советскую интеллигенцию. Здесь сложился круг творческих и деловых людей: начинающих, но уже известных художников, режиссеров «Ленфильма», адвокатов, стиляг, артистов, спортсменов, композиторов и представителей ленинградской литературы. Бывали здесь и Иосиф Бродский, и Сергей Довлатов.
Реставрация «Крыши» была выполнена по проекту лондонского дизайн-бюро Robert Angell Design International, которое бережно и уважительно отнеслось к историческому наследию. Все помещения, от элегантного лобби и террасы до самого бального зала, связаны единым стилевым решением и легкими пастельными тонами. Вход в фойе оформлен ажурной решеткой ручной ковки с оригинальной отливной ручкой. Стены украшены обоями с дамасским узором цвета селадон в унисон с богатыми портьерами с растительными мотивами.
Блистательный бальный зал площадью 300 кв. м перекрыт остекленным витражным коробовым сводом. Стекло позволяет дневному свету проникать внутрь и отражаться в огромном количестве зеркал, которыми зал обрамлен. Интерьер принадлежит к неоклассике, украшен лепными узорами и хрустальными элементами. Стенам придали перламутровый жемчужно-серый оттенок, что гораздо сильнее выделило рельефные лепные композиции карниза с изображениями путти и сатиров.