Автомобильная марка Rolls-Royce давно стала олицетворением роскоши и богатства. Основанная в Британии Чарльзом Стюартом Роллсом и Генри Ройсом в 1906 году, она, несмотря на трудности и жизненные перипетии, до сих пор является одним из ярких представителей эксклюзивных марок. Как и раньше, каждый автомобиль создается полностью вручную, процесс занимает у мастеров как минимум 450 часов. А разработка сложных индивидуальных заказов может растянуться и на несколько лет. Специалисты марки, как настоящие художники, создают не просто автомобили, но произведения искусства, дополняя каждый элементами из дерева, кожи и драгоценных материалов. Искусные мозаики маркетри, вышитые полотна на кожаной обивке сидений или декоративная линия, которая наносится от руки мастером Марком Куртом при помощи простой кисти, — все это укрепляет связь Rolls-Royce с арт-миром. Неудивительно и то, что многие клиенты марки являются ценителями искусства и коллекционерами.
Очевидно, именно поэтому и была инициирована арт-программа Rolls-Royce, которая с учетом философии производства имеет для компании символическое значение. В рамках проекта современные художники получают уникальную возможность создавать работы, связанные стилистически и идеологически с маркой, и реализовывать инновационные проекты, изучая новые идеи и взаимодействуя с публикой.
Одной из недавних стала коллаборация марки с бельгийским дизайнером Чарльзом Кайсином. Изготовленная им вручную подвесная инсталляция составлена из миниатюрных фигурок оригами, каждая из которых выполнена в форме «Летящей леди» — легендарного символа Rolls-Royce, украшающего капот автомобилей с 1911 года. Каждый элемент инсталляции размером 25х25 см сделан из серебристой зеркальной бумаги, создавая с ювелирной точностью узнаваемый объемный силуэт музы Rolls-Royce. Работа Кайсина была показана в салоне Rolls-Royce на Беркли-сквер в Лондоне осенью прошлого года, а также на стенде марки на Женевском автосалоне в марте этого.
Другая интересная коллаборация — с Мохаммедом Каземом, современным художником из ОАЭ. Проект состоял из двух частей — скульптуры и арт-кара. Скульптурная композиция в виде слитых воедино букв и цифр символизирует географические координаты рабочих мест мастеров Rolls-Royce на заводе в Гудвуде, с которыми Мохаммед Казем познакомился во время своего визита туда. Вторым элементом стал арт-автомобиль Rolls-Royce Wraith, в оформлении которого продолжена тема географических координат. Уникальный дизайн обивки потолка, создающий эффект звездного неба за счет особого расположения оптоволоконных нитей, стал главной особенностью этой работы. На полотно с помощью 60 тыс. стежков нанесены все те же географические координаты, а всего в ткань интегрировано 863 оптоволоконные нити. На создание обивки ушло более 90 часов. Кроме того, циферблат на передней панели украшают координаты завода в Гудвуде и салона марки в Абу-Даби — начальной и конечной точек путешествия автомобиля. Координаты завода марки также выгравированы на порогах Wraith.
За время существования арт-программы Rolls-Royce в ней приняли участие многие звезды мировой арт-сцены. Среди них американский художник Хосе Парла с иммерсивной инсталляцией «Корни», фотограф и режиссер Ян Фудун из Китая с короткометражным фильмом, снятым по мотивам китайских мифов, индийский художник Сударшан Шетти с инсталляцией A Song A Story, британец Айзек Джулиен с видеоинсталляцией «Камни против бриллиантов», художница из Бразилии Ана Мария Таварес с инсталляцией «Отклоняющиеся утопии», художник Морган Вон из Гонконга с видео- и звуковой инсталляцией «Без названия» («Автомагистраль»), художница из Саудовской Аравии Мональ аль-Довайян с проектом «У меня нет крыльев», американец Карлос Ролон с неоновой композицией «Без названия» («Богатство») и канадка Анджела Буллок со световой инсталляцией «Шифр Л.».