18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как устроен Музей Москвы

№55
Материал из газеты

Музей Москвы - один из самых старых и в то же время динамично развивающихся музеев города. Он объединяет пять музеев, на этот год запланировано открытие Центра Гиляровского в Столешниковом переулке

1. Музей Москвы. основное здание

Основан в 1896 году по инициативе городской думы как Музей городского хозяйства. Первоначально размещался в Крестовских водонапорных башнях. С тех пор несколько раз сменил название, местоположение и концепцию.

Коллекция: более 1 млн предметов, в том числе археологические находки, живопись, плакаты и фотографии, редкие книги, предметы быта.
Здание: музей размещается в бывших Провиантских складах, построенных Василием Стасовым в 1835 году. С 1930-х годов здания использовались как автобаза генштаба Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а позднее — Министерства обороны. Музей занимает архитектурный комплекс с 2011 года.
Адрес: Зубовский бул., д. 2
Выставочная площадь: 6 тыс. кв. м
Концепция: пока не имеет постоянной экспозиции — она появится после окончания работ по приспособлению зданий и станет экспресс-курсом для всех, кто хочет понять город. Сейчас в музее проходят временные выставки об истории города и его настоящем, лекции, кинопоказы и городские фестивали.
Ближайшие мероприятия: выставка «Три фестиваля»
(1 августа – 25 сентября) о Всемирных фестивалях молодежи и студентов, которые проходили в Москве в 1957 и 1985 годах, и о грядущем осенью этого года в Сочи.

2. Музей археологии Москвы

Образован на месте проведения археологических исследований Манежной площади в 1993–1996 годах. Начал работу в 1997 году, однако уже через 15 лет его пришлось реконструировать из-за серьезных технологических нарушений, допущенных при строительстве. Снова открыт для публики с 2015 года.

Здание: многоуровневый подземный павильон, построенный вокруг обнаруженных во время раскопок устоев Воскресенского моста через реку Неглинную XVII–XVIII веков. Самая глубокая точка находится на 7,5 м ниже уровня современного города, что соответствует толщине культурного слоя в этом месте.
Адрес: Манежная пл., д. 1а
Выставочная площадь: 800 кв. м
Концепция: посвящен археологии Москвы и ее ближайшей округи от палеолита до XVII века. Экспозиция состоит из предметов быта, орудий труда и оружия из различных материалов, от кости до металла. Здесь же можно увидеть найденные в Москве клады, в том числе клад-гигант XVII века из Старого Гостиного Двора, включавший 95 тыс. серебряных копеек, 350 западноевропейских талеров и 16 сосудов. Помимо истории города, в музее можно получить представление о целях, задачах и методах археологии как науки.
Ближайшие мероприятия: игры-квесты «Лист открытий» (13 и 15 августа), приуроченные ко Дню археолога.

3. Старый Английский двор

Одна из древнейших каменных построек города была передана Музею истории Москвы (Музей Москвы до 2009 года) в 1987 году, но в нынешнем виде музей открылся только в 1994 году при участии британской королевы Елизаветы II.

Здание: парадные палаты, соединяющие купеческую контору со складскими помещениями, были построены в 1510-х годах. В 1556 году Иван IV Грозный пожаловал двор «Московской компании», основанной английскими купцами для торговли с Русью. Палаты Старого Английского двора — старейшее из сохранившихся в Москве зданий официальных представительств иностранных государств.
Адрес: ул. Варварка, д. 4а
Выставочная площадь: 552 кв. м
Концепция: отталкиваясь от истории палат, которая тесно связана с зарождением русско-английских отношений в эпоху Ивана IV и Елизаветы I, музей рассказывает о формировании и развитии торговых, политических и культурных связей Московской Руси с зарубежными странами и, благодаря сохранившимся предметам и историческим реконструкциям, воссоздает бытовую среду английского купеческого дома, который существовал на Варварке в XVI–XVII веках.
Ближайшие мероприятия: пешеходные экскурсии по историческому центру города «Великий посад Москвы»;
концерты старинной музыки в Казенной палате.

4. Музей истории Лефортово

Открыт в 2000 году к 300-летию со дня основания Лефортово.

Здание: находится на первом этаже жилого многоквартирного дома.
Адрес: Крюковская ул., д. 23
Выставочная площадь: 253,9 кв. м
Концепция: посвящен истории района с момента основания до сегодняшнего дня. Особое внимание уделено петровскому времени и личности первого русского императора. Среди экспонатов немало подлинных исторических памятников, связанных с разными этапами истории района. Например, скромная на вид солонка, которой в экспозиции выделена целая витрина. Предмет столового убранства является памятным сувениром, связанным с рождением цесаревны Анны Павловны. По этому случаю в Москве был устроен торжественный обед для дворян губернии, на котором гостям вручались небольшие подарки, одним из которых и была снятая со стола солонка.
Ближайшие мероприятия: выставка «Нить судьбы» (до 11 ноября) об истории вышивки в XVIII–ХХ веках;
пешеходная экскурсия по архитектурным памятникам Лефортово «Минувшее проходит предо мною...»;
детская программа «День рождения в музее» (до 15 июля) — интерактивная экскурсия по музею, включающая исторические игры.

5. Усадьба Влахернское-Кузьминки

В состав музея входит несколько построек дворянской усадьбы XVIII–XIX веков, которые были присоединены к нему с 1999 по 2008 год.

Здания: архитектурный комплекс усадьбы Влахернское-Кузьминки сформировался в основном в XVIII–XIX веках. Ее 300-летняя история связана с двумя дворянскими фамилиями: Строгановых, которым усадьба принадлежала до 1757 года, и Голицыных. К музею относятся Служительский флигель, Западный и Восточный флигели господского дома (сам дом сгорел в начале XX века), Ванный домик и хозяйственная постройка «Птичник-кузня». Все они были построены в 1820-х годах.
Адрес: Тополевая аллея, д. 6
Общая выставочная площадь: 1,1 тыс. кв. м
Концепция: здесь можно познакомиться с культурой и бытом дворянской усадьбы XIX века и посмотреть, как жили прежние ее хозяева, узнать об истории рода князей Голицыных и времени, когда усадьба сдавалась под дачи. Отдельная экспозиция посвящена Влахернской иконе Божией Матери. В будущем планируется открыть в усадьбе экоферму. Такой формат выбрали из-за прошлого усадьбы: при Голицыных здесь выращивали экзотические фрукты, держали конюшню и скотный двор.
Ближайшие мероприятия: выставка «Сады и парки. Влахернское-Кузьминки. Искусство пейзажного парка» (до 10 сентября).

6. Центр Гиляровского

Открытие центра, носящего имя одного из самых известных бытописателей столицы — Владимира Гиляровского, запланировано на 2017 год.

Здание: откроется неподалеку от места, где жил Гиляровский.
Адрес: Столешников пер., д. 9, стр. 5
Концепция: предполагается, что центр станет не мемориальным музеем, а открытой площадкой для сменных выставок. Организовывать их будут сами горожане: краеведы, городские активисты, архитекторы, художники, журналисты и многие другие. Первым в центре должен открыться проект об одном из самых зловещих районов, который описал Гиляровский, — о Хитровке.

Вышедшие из состава

Музей Дома на набережной (A)

Основан в 1989 году по инициативе жительницы дома Тамары Тер-Егиазарян на основе коллекции вещей, собранной жителями Дома правительства. Стал частью Музея Москвы, получив статус государственного, в 2013 году. В апреле этого года покинул объединение и вошел в состав Музея истории ГУЛАГа.
Адрес: ул. Серафимовича, д. 2, под. 1

Музей русской гармоники А. Мирека (B)

Возник как частный музей для показа коллекции музыкальных инструментов: аккордеонов, баянов и гармоник, собранной профессором истории и теории музыки Альфредом Миреком. Открылся в 2000 году в составе Музея Москвы. В мае этого года стал филиалом Государственного мемориального музея А.Н.Скрябина.
Адрес:  2-я Тверская-Ямская, д. 18


Алина Сапрыкина
Генеральный директор

"Мы связываем прошлое, настоящее и будущее"

После переезда в Провиантские склады перед нами встала задача сделать новый, прогрессивный музей столицы из институции, которая начиналась как краеведческий музей, а потом долго переезжала и потерялась на карте города. Мы хотим связать прошлое, настоящее и будущее Москвы, рассказывать о ней интересно и по-новому и стать местом, формирующим любовь к городу и его понимание. А город — это живой, постоянно движущийся организм, где главное — люди, и они в Москве очень разные.

С одной стороны, Музей Москвы хранит историю, а с другой — это центр современной городской культуры, представляющий ее и отчасти даже моделирующий. У нас есть большая красивая площадка, профессиональная команда и богатейшая коллекция. Когда я пришла в музей четыре года назад, мало кто представлял себе ее масштабы, и за это время произошло новое открытие собрания и для музея, и для города. Мы сделали выставку «Азбука музея», своего рода репетицию будущего открытого хранения. Потом появилась идея цикла выставок, в создании которых участвовали бы горожане разных профессий, которые бы составляли личный рассказ о Москве на основе наших фондовых, библиотечных и архивных предметов. Так с помощью людей мы стали оживлять и вещи, и события. Нашими сокураторами уже выступили композитор Владимир Мартынов, журналист Леонид Парфенов, писательница Людмила Улицкая, историк моды Александр Васильев, пианист Петр Айду, скоро будет проект с художником Леонидом Тишковым. Коллекция Музея Москвы насчитывает более 1 млн артефактов и является одной из крупнейших в России. Это карты, планы, макеты, живопись, графика, скульптура, книги, документы, фотографии, афиши, реклама, открытки, археологические находки, предметы быта и городской среды, одежда, автомобили и многое другое. Все, что сейчас находят во время раскопок в рамках программы благоустройства города «Моя улица», передается в Музей Москвы. Еще одна особенность: коллекция пополняется во многом за счет того, что приносят в дар сами жители на протяжении всех лет работы музея. В этом смысле можно сказать, что Музей Москвы — коллективный проект горожан.

Наше собрание — само по себе выставка, которую сформировало время. Музей менялся на протяжении 120 лет, был зеркалом города: в конце XIX века он возник как Музей городского хозяйства, в 20-е годы XX века превратился в Московский коммунальный музей, при Сталине стал Музеем реконструкции Москвы, в 1980-е годы — Музеем истории Москвы и, наконец, сейчас — просто Музеем Москвы. Каждое изменение следовало за переменой ситуации в столице. Например, в 1930-е годы расширяли улицы, снесли Сухареву башню, где на тот момент находился музей, и сам он стал местом презентации развития Москвы, а главным экспонатом в нем — макет Генплана 1935 года. И так происходило на каждом этапе существования музея. Сейчас он совмещает в себе все предыдущие ипостаси и наконец находится на соответствующей площадке. Она тоже экспонат, редкий образец ампира XIX века. Таким образом, Музей Москвы не только рассказывает всю историю города с неолита по наши дни, активно заглядывая в день завтрашний, но и сам является ее особенной частью.

Сегодня Музейное объединение «Музей Москвы» — это, собственно, сам Музей Москвы и еще четыре музея-отдела: Музей археологии Москвы, Старый Английский двор, Музей истории Лефортово и Усадьба Влахернское-Кузьминки. В конце года откроется еще одно наше подразделение — Центр Гиляровского.

В современном городском музее можно узнать самое главное о городе, причем не одну большую историю, а целый набор, живой калейдоскоп личных рассказов. Важно, чтобы люди не только получали информацию, но и могли поучаствовать в городской жизни. Зачем сегодня нужен Музей Москвы? Чтобы жизнь горожан стала лучше, как ни банально это звучит. Кому он нужен больше всего? Всем нам, жителям, небезразличным к своему городу. Готовя каждое мероприятие, мы задаем себе вопрос, как оно поможет сделать разнообразнее и гармоничнее жизнь людей разных верований, возрастов, идейных воззрений в огромном, развивающемся мегаполисе с великой и непростой историей.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+