У Тино Сегала (р. 1976) армия поклонников. Он нарасхват в лучших музеях мира. Тейт Модерн, Музей Гуггенхайма, Стеделейк, парижский Пале-де-Токио — далеко не полный список институций, где уже прошли его выставки. Без Сегала не обходится ни одно крупное событие: он участник прошлой Documenta, а в 2013-м получил «Золотого льва» Венецианской биеннале. Этим летом семь его произведений, уже ставших классикой жанра, благодаря фонду V–A–C можно будет увидеть и в Москве. Выставка развернется на двух площадках: четыре работы в Новой Третьяковке на Крымском Валу, три — в Музее архитектуры им. А.В.Щусева.
Работы Сегала гипнотизируют, а иногда и шокируют зрителей, которые часто вообще не ассоциируют с искусством эти действа, зависшие где-то между балетом и флешмобом, которые сам художник называет «сконструированными ситуациями», избегая слова «перформанс». Актеров постановок подчас не отличишь от посетителей, а порой в них задействованы музейные смотрители и охрана. Неподготовленный зритель, придя в музей, попадает в «возмущенное» энергетическое поле некоего действа, где привычная стерильная среда белого куба вдруг начинает выходить из-под контроля. Кто-то, видя целующуюся пару на музейном полу, проходит мимо, отводя глаза, другие ругают распущенную молодежь.
Но ни времена, ни нравы тут не виноваты. В работе «Поцелуй» ее участники принимают позы, взятые из лучших «художественных» поцелуев — от Густава Климта и Огюста Родена до Джеффа Кунса. Неожиданно выглядят и музейные смотрители, встречающие пришедших речовкой: «Это пропаганда, вы понимаете?», апеллируя на самом деле к работам 1970-х Ханса Хааке и Андреа Фрейзер, критикующих политику арт-институций. В «Этой вариации» зритель попадает в темный зал, где лишь спустя некоторое время начинает различать звуки и движения интерпретаторов. Две эти работы среди прочих тоже покажут в Москве.
Возможно, охватившая арт-мир сегаломания связана с тем, что Тино Сегал дает зрителю то, чего так не хватает в современном искусстве. Он возвращает произведению его давно утраченную ауру. Когда любую работу можно репродуцировать, растиражировать и продать, работы Сегала выбиваются из логики эпохи технической воспроизводимости. Он запрещает любое их воспроизведение, так что увидеть их можно только на выставке. И пусть эфемерность искусства, которая столь восхищает в его работах, в конечном счете также иллюзия. Потому что не все столь мимолетно, как выглядит на первый взгляд. Свои «ситуации» Сегал тоже продает для показа в музеях, «тиражирует», повторяя их. Страстные споры о художнике все никак не утихают, однако магия Сегала не блекнет от критических замечаний (среди его критиков столь могущественная фигура, как Бенджамин Бухло), между тем ряды его фанатов растут в геометрической прогрессии.
В течение шести недель в Новой Третьяковке и Государственной галерее на Солянке также будут проходить лекции и мастер-классы с участием российских и зарубежных интеллектуалов. Образовательной программой руководит Рио Руцингер, арт-директор научного отдела танцевального фестиваля ImPulsTanz Vienna.
Разные площадки
V–A–C Live: Тино Сегал
1 августа – 14 сентября