На раскопках на пересечении Ильинки с Богоявленским переулком, где ранее в составе московского посада находился Ильинский крестец (то есть перекресток), а позднее появилась Биржевая площадь, археологи обнаружили предметы быта горожан XII–XVIII веков, усадьбы XIV–XV веков и части фундамента Благовещенской церкви 1566 года постройки. Среди находок — ремесленные инструменты, нательные кресты, элементы стеклянных браслетов и прочих украшений, фрагменты керамических изделий, монеты. Эти и другие предметы, найденные в ходе работ по программе «Моя улица», 15 августа можно будет увидеть на выставке в Музее Москвы.
Отметим, что на прошлой неделе в социальных сетях широкий резонанс вызвал пост о планах города свернуть работы археологов на Биржевой площади. Столичные власти поспешили заверить, что исследования продолжатся до сентября, а может, и до ноября текущего года. При этом не исключено, что площадь раскопа будет увеличена на треть.
Что будет с фрагментами находившейся здесь Благовещенской церкви, а также соседних усадеб XIV–XV веков, пока неизвестно. «После всесторонних исследований будет приниматься решение о возможной музеефикации выявленных архитектурно-археологических объектов. Все найденные объекты будут зафиксированы графически и фотографически. Коллекцию артефактов, найденных на Биржевой площади, передадут в Музей Москвы», — говорится в сообщении Мосгорнаследия.
О перспективах сохранения обнаруженных зданий и вариантах их музеефикации TANR рассказал Андрей Баталов, заместитель по науке генерального директора Музеев Московского Кремля.
«Самое ценное в этом раскопе, безусловно, церковь, разрушенная еще в XVIII веке. Это остатки храма Благовещения подворья Иосифо-Волоцкого монастыря, сакральный топос центра города, который важно сохранить. По плану в этом месте должны были проходить коммуникации фонтана, который собираются открыть на площади. Теперь необходимо скорректировать трассу, но решение об этом еще не принято. Теоретически, если же город откажется от злосчастного фонтана, я вижу два выхода: первый — законсервировать находку и закрыть до лучших времен, второй — если позволяют средства, устроить подземный музей, то есть восстановить целостность площади, дав возможность тем, кому интересно, увидеть находки.
Второй вариант предпочтителен, поскольку мы понимаем, что, если сейчас засыпать, все, скорее всего, погибнет, археологический памятник будет уничтожен. Такой способ музеефикации, как археологические окна, здесь вряд ли возможен. Это очень дорогое удовольствие, в нашем климате — сверхдорогое. В Москве таких окон всего два, оба на Ивановской площади в Кремле, и, помимо того, что стоят такие музейные шурфы много миллионов, эти сооружения сложны в эксплуатации и требуют постоянных затрат. Подземный музей устроить, конечно, намного дешевле. В него даже не обязательно делать свободный доступ, это может быть, например, вход по записи. Но при создании в таком музее определенного температурно-влажностного режима все находки — и каменные фундаменты, и деревянные фрагменты — реально сохранить».