Рынок фотографического искусства в нашей стране, безусловно, не сформирован до конца. Основная причина — отсутствие достаточного количества галерей, специализирующихся именно на фотографии. А требования к ведению бизнеса жесткие, он нуждается в серьезных долгосрочных инвестициях. Чтобы открыть галерею фотографии, к примеру, помимо самого контента, который нужно отобрать и продумать, систематизировать, атрибутировать, необходимо гарантировать себе и своим клиентам все юридические аспекты соблюдения закона об авторском праве самими авторами и наследниками, которым фотографии принадлежат.
Когда я открыла Фотогалерею имени братьев Люмьер в 2001 году в ЦДХ, это, конечно, была абсолютная авантюра, ведь почти никто тогда у нас не занимался серьезно продажей фотографического отпечатка, мало кто знал о таких понятиях, как винтажи, поздние отпечатки, современные отпечатки. Просто для сравнения: первая галерея фотографии в Соединенных Штатах появилась в 1905 году. Сто лет разницы — это колоссальный период, который наверстать очень-очень сложно. Это не 100 лет жизни, а 100 лет укоренения правил цивилизованного рынка.
Главное, у нас нет культуры восприятия искусства фотографии, посещения выставок и уж тем более коллекционирования. В этом направлении громадную работу сделала для нас всех Ольга Свиблова — человек, заслуживающий огромной благодарности и уважения. Когда она в 1996 году открыла свой Московский дом фотографии, это был фактически прорыв в сознании людей. Оказалось, что фотография — это вид искусства.
БИОГРАФИЯ
Наталья Григорьева-Литвинская
Основатель и директор Центра фотографии имени братьев Люмьер
1970 — родилась в Москве.
Образование
Московский авиационный институт им. С.Орджоникидзе (1995), магистратура Московского международного университета (1998).
Карьера
2001 — открыла частную галерею фотографии в Москве в ЦДХ.
2005 — запустила издательскую программу по истории отечественной фотографии.
2010 — открыла Центр фотографии имени братьев Люмьер на базе коллекции советской фотографии. Помимо проведения регулярных фотографических выставок, центр занимается исследовательской деятельностью, созданием архива, реализует собственную издательскую программу.
2010 — начало программы выставочных проектов в регионах России — всего более 40 выставок.
Как галерея мы сразу стали заниматься советской фотографией, так как фактически все, чем славится отечественная фотография, относится именно к советскому периоду: и авангардная часть, и поставангардная, и военная, и прекрасная, всеми любимая в фотографии эпоха оттепели.
Безусловно, подавляющее большинство советской фотографии — это репортажные работы (по крайней мере до 1960-х годов). По-другому и быть не могло, здесь важны еще и идеологические реалии в стране. Собственно, авангардный опыт фотографии — это тоже репортаж. Вспомним Бориса Игнатовича и Якова Халипа, а также всех, кто работал для журнала «СССР на стройке». Это как раз тот период, которым мы гордимся и за что нас любят на Западе.
Начиная с 1960-х годов в СССР возникает повальное увлечение фотографией. И инженеры, и ученые — буквально все увлекаются фотографией и печатают снимки у себя в ванных. Это клубное движение порождает любительскую фотографию, прикладную, более свободную от идеологии и экспериментальную.
В первые годы существования галереи мы занимались советской фотографией только довоенного и военного периодов и лишь с 2008 года начали работать с шестидесятниками. Это произошло после того, как мы издали «Антологию русской фотографии. 1960–1970-е годы».
Большинство галерей на Западе все-таки активно занимаются современной актуальной фотографией начиная с 1980–1990-х годов и до настоящего времени. Причина в том, что, так как рынок фотографии существует там более 100 лет, период 1920–1970-х годов уже практически выкуплен музеями и частными коллекционерами. Галереи, которые специализируются на ХХ веке в фотографии, единичны. Цены на эти работы росли последние 50 лет и достигли своих пределов. ХХ век продается в основном на вторичном рынке, через аукционы и дилеров. На Западе сейчас никому не придет в голову делать современные отпечатки с негативов того времени: существуют винтажи, и их достаточное количество на рынке в целом. Западные авторы печатали фотографии почти сразу после съемки — для того, чтобы участвовать в музейных и галерейных выставках, фотобиеннале и так далее. У наших же фотографов не было ни возможностей, ни задачи делать отпечатки. Во-первых, бумага дорогая, а чтобы сделать хороший отпечаток, нужна импортная. Во-вторых, и выставок практически не было (максимум в Манеже раз в год). Поэтому серьезного накопленного материала винтажных отпечатков у нас стране нет в принципе.
К тому же в период перестройки огромное количество винтажей было вывезено на Запад, потому что фотографы тогда совершенно не понимали, сколько это может стоить, рынка не было, а деньги были нужны. Сейчас мы, находя их где-то на зарубежных аукционах и в частных коллекциях, пытаемся покупать для нашего Центра фотографии, но не для продажи, а для выставочной музейной деятельности.
Чтобы запустить бизнес и начать продажу советской фотографии в России, мы пошли стандартным путем, общепринятым во всем мире. Мы стали выпускать ограниченным тиражом современные отпечатки с негативов 1920–1930-х годов и более позднего времени. Это требует огромной подготовительной работы. Мы нашли необходимую музейную баритовую бумагу, лучших печатников в Москве. Однако самая главная задача заключалась в том, чтобы отыскать владельцев авторских прав и заключить с ними эксклюзивные договоры.
Надо сказать, что такой договор — почти кабальный, потому что мы как галерея вместе с владельцем авторских прав гарантируем клиенту, покупателю этих отпечатков, соблюдение определенных тиражей. «Ограниченный тираж» едва ли не главное понятие на рынке фотографии. И этот тираж необходимо неукоснительно соблюдать, чтобы сохранить репутацию галереи. Мы заключаем договор, только если я понимаю, что могу на 100% доверять автору или наследнику авторских прав, если я уверена, что он будет работать исключительно со мной, что он не будет печатать где-то еще. Когда галерея продает тиражную фотографию, есть определенные правила: каждый отпечаток подписывает автор или наследник, владелец авторских прав; на обороте должна быть этикетка с указанием автора, названия работы, года съемки, года печати и, самое главное, тиража. Также покупатель получает сертификат, где прописано, сколько отпечатков в тираже и какой отпечаток по счету он приобрел.
Прежде чем предложить любой отпечаток клиенту, мы проводим огромную работу по сканированию, пробам, подбору бумаги и так далее. Одна фотография, появившаяся в папке галереи, — это сотни отсмотренных фотографий до этого.
Стартовая цена современного отпечатка при первом номере в тираже — от $300 до $1 тыс., а 30-й номер из тиража может стоить уже $10 тыс. Поэтому для тех, кто рассматривает покупку фотографии как область инвестиций, например, так важно угадать и купить первый отпечаток из тиража, который будет потом расти в цене.
Если говорить о ценах на работы советских фотографов, то начинали мы с $200. И до сих пор есть работы, которые так и оцениваются: $200–250. У нас осталось два или три автора, которые не соблюдают тиражи. Вернее, мы им сказали, что не готовы указывать тиражи, потому что знаем, что они печатали работы с этих негативов ранее, и обозначать тираж уже бессмысленно, поскольку на рынке находится много отпечатков. Этих авторов мы продаем очень дешево, их может позволить себе купить любой, в подарок или чтобы повесить на стену, если для него принципиально приобрести именно фотографию, а не постер.