18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Жало художественного интернационала

№55
Материал из газеты

Опубликованы каталог и книга, рассказывающие о работе и экспериментах Константа Нивенхейса в объединении «Кобра» и проекте «Новый Вавилон»

Название группы «Кобра» — слово, собранное из начальных букв названий трех европейских столиц, в которых жили ее художники. К ним относятся экспериментальные сюрреалисты из Копенгагена во главе с Асгером Йорном. В Брюсселе к ним примкнули сюрреалисты (вместе с, собственно, основателем «Кобры» Кристианом Дотремоном и Пьером Алешински, величайшим метафизиком второй половины ХХ века), постепенно отходившие от строгости Андре Бретона. В Амстердаме их поддержали Констант Нивенхёйс и молодые художники из «Экспериментальной группы Нидерландов». Благодаря паре случайных встреч и обширной переписке постепенно эти три сообщества пришли к общим взглядам. Вслед за этим началась бурная деятельность «Кобры»: возник одноименный журнал, прошли две крупные выставки, приведшие к формированию широких интернациональных связей группы. На первом конгрессе «Кобры» в датском Брегнерёде (1949) поэты писали картины, художники создавали скульптуры — все пробовались в новых для себя видах и жанрах. Нравы уже в ту пору были свободными: когда Йорн принимал у себя Нивенхёйса и его семью, чтобы вместе с ним составить программу конгресса, жена Константа ушла к хозяину. Этим и объясняется то, что голландская делегация полностью проигнорировала учредительный съезд.

В тот же год состоялась первая выставка художников «Кобры» в Стеделейк-музее в Амстердаме, принесшая новый раскол. Там на экспериментальном поэтическом вечере Дотремон призвал всех к бунту провокационным манифестом, сочтенным публикой и газетами советской пропагандой. Расхождения, впрочем, существовали внутри группы и прежде — как эстетические, так и теоретические, скоро приведшие к окончательному распаду. Карел Аппел достиг международной известности, а Нивенхёйс, один из главных теоретиков группы, в проекте «Новый Вавилон» взялся за разработку новаторских идей в живописи, архитектуре и урбанизме, ставших мощным интернациональным явлением.

Space + Colour («Пространство + цвет») — каталог прошлогодней амстердамской выставки, посвященной экспериментам Константа Нивенхёйса периода после «Кобры» и до проекта «Новый Вавилон». Несмотря на намеренное игнорирование некоторых тонкостей, работа превосходна с точки зрения подобранных материалов: три эссе, биографический очерк и список ключевых трудов, написанных Константом в 1949–1965 годах. Cobra: a History of a European Avant-Garde Movement, 1948–1951 («„Кобра“: история европейского авангардного движения, 1948–1951») Виллемейна Стоквиса — это обзор деятельности художника до, во время и после его участия в объединении. Опубликованный только сейчас, этот труд 1974 года, отточенный до мелочей, представляет большой интерес благодаря проникновению автора в логику внутренних противоречий группы. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+