18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Жало художественного интернационала

№55
Материал из газеты

Опубликованы каталог и книга, рассказывающие о работе и экспериментах Константа Нивенхейса в объединении «Кобра» и проекте «Новый Вавилон»

Название группы «Кобра» — слово, собранное из начальных букв названий трех европейских столиц, в которых жили ее художники. К ним относятся экспериментальные сюрреалисты из Копенгагена во главе с Асгером Йорном. В Брюсселе к ним примкнули сюрреалисты (вместе с, собственно, основателем «Кобры» Кристианом Дотремоном и Пьером Алешински, величайшим метафизиком второй половины ХХ века), постепенно отходившие от строгости Андре Бретона. В Амстердаме их поддержали Констант Нивенхёйс и молодые художники из «Экспериментальной группы Нидерландов». Благодаря паре случайных встреч и обширной переписке постепенно эти три сообщества пришли к общим взглядам. Вслед за этим началась бурная деятельность «Кобры»: возник одноименный журнал, прошли две крупные выставки, приведшие к формированию широких интернациональных связей группы. На первом конгрессе «Кобры» в датском Брегнерёде (1949) поэты писали картины, художники создавали скульптуры — все пробовались в новых для себя видах и жанрах. Нравы уже в ту пору были свободными: когда Йорн принимал у себя Нивенхёйса и его семью, чтобы вместе с ним составить программу конгресса, жена Константа ушла к хозяину. Этим и объясняется то, что голландская делегация полностью проигнорировала учредительный съезд.

В тот же год состоялась первая выставка художников «Кобры» в Стеделейк-музее в Амстердаме, принесшая новый раскол. Там на экспериментальном поэтическом вечере Дотремон призвал всех к бунту провокационным манифестом, сочтенным публикой и газетами советской пропагандой. Расхождения, впрочем, существовали внутри группы и прежде — как эстетические, так и теоретические, скоро приведшие к окончательному распаду. Карел Аппел достиг международной известности, а Нивенхёйс, один из главных теоретиков группы, в проекте «Новый Вавилон» взялся за разработку новаторских идей в живописи, архитектуре и урбанизме, ставших мощным интернациональным явлением.

Space + Colour («Пространство + цвет») — каталог прошлогодней амстердамской выставки, посвященной экспериментам Константа Нивенхёйса периода после «Кобры» и до проекта «Новый Вавилон». Несмотря на намеренное игнорирование некоторых тонкостей, работа превосходна с точки зрения подобранных материалов: три эссе, биографический очерк и список ключевых трудов, написанных Константом в 1949–1965 годах. Cobra: a History of a European Avant-Garde Movement, 1948–1951 («„Кобра“: история европейского авангардного движения, 1948–1951») Виллемейна Стоквиса — это обзор деятельности художника до, во время и после его участия в объединении. Опубликованный только сейчас, этот труд 1974 года, отточенный до мелочей, представляет большой интерес благодаря проникновению автора в логику внутренних противоречий группы. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+