18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Василий Бычков: «Я три раза подступался к реконструкции ЦДХ»

Директор Центрального дома художника и глава выставочной компании «Экспо-парк» рассказал о судьбе вверенного ему общественного пространства — в контексте возможной ликвидации Международной конфедерации союзов художников, собственника здания

Что происходит с ЦДХ?

Двенадцатого июля Верховный суд по иску Министерства юстиции вынес решение о ликвидации Международной конфедерации союзов художников за ряд нарушений. Будет подана апелляция. В случае отрицательного окончательного решения уполномоченный судом Союз художников России приступит к ликвидации имущественного комплекса конфедерации, который, помимо ЦДХ, состоит из центра подготовки выставок в Медведкове, Подольского завода художественных материалов, Дома творчества — студии «Сенеж». А также немаловажной частью имущества конфедерации является коллекция советского искусства. Все это в свое время, после распада СССР, перешло ей по наследству от Союза художников СССР.

Есть прогноз, что ЦДХ и коллекция скоро перейдут в собственность Третьяковской галереи.

Не факт. Есть и другие варианты. Например, РОСИЗО или Союз художников России. Я с Зельфирой Исмаиловной Трегуловой беседовал на эту тему, она тоже пока пожимает плечами. Если обсуждать коллекцию, то, наверное, только некоторые вещи могут быть интересны Третьяковской галерее. Что касается здания, то по крайней мере до реконструкции, намеченной на 2020-е годы, при отсутствии климат-контроля устраивать длительные экспозиции музейного уровня там невозможно.

Но ведь эту площадку можно сделать образовательной или мультимедиа.

Конечно. Или сделать запасник: лишние квадратные метры никому не помешают. Но какими силами и на какой бюджет это содержать? Ведь это минимум 200 млн руб. в год, а еще ведь проекты делать нужно. Серьезный проект стоит минимум $200 тыс., и таких на площади 10 тыс. кв. м нужно много.

А что происходит в самой конфедерации? Как себя чувствует ее глава, Масут Фаткулин?

Естественно, что обрушившиеся на конфедерацию проверки — это событие неприятное и, надо сказать, неожиданное. Масут Махмудович находится в энергичном состоянии, нет никакой паники, он отстаивает свои права и считает, что нарушений, многие из которых уже устранены, недостаточно для того, чтобы ликвидировать конфедерацию. Ведь речь идет не о террористической деятельности, ущербе целостности государства или провоцировании межнациональной розни. Наоборот, это реально единственная организация, которая объединяет художников из стран СНГ.

Есть несколько претензий к ней со стороны Министерства юстиции. К примеру, сдача в аренду помещений организациям, не имеющим отношения к искусству и культуре. Конфедерация сдает в аренду здание своей 100%-ной дочке ЦДХ. Арендаторами ЦДХ являются только профильные организации: художественные салоны, багетные мастерские, антикварные галереи (лучшие), лучший в стране магазин художественных материалов «Красный карандаш», компании по организации выставок и строительству экспозиций.

Также есть претензия, что сдается площадь в аренду ресторану. Это вообще абсурд. Во-первых, он был изначально заложен в планировке здания. Там питаются как минимум сотрудники ГТГ, ЦДХ и все участники выставок. Во-вторых, ресторан — это практически убыточная история, с чем мы просто вынуждены мириться. Кого я только туда не приглашал быть оператором! И Новикова, и Деллоса — все отказались. В какой-то момент за дело взялся Митя Борисов, но спустя два года ушел. Ни один ресторан не выдерживает такой нестабильной посещаемости: сегодня 10 тыс. человек на non/fiction, а завтра — 100 сотрудников ЦДХ и ГТГ. Посещаемость художественных выставок несравнимо меньше, чем «АРХ Москвы» или «Дизайна и рекламы». Притом что мне удалось создать плотное и разнообразное расписание, а постоянной коллекции у нас нет.

Следующая претензия касается коллекции и продажи части работ на аукционе Sotheby’s. У меня нет компетенции давать экспертную оценку о заниженных или завышенных ценах, но я точно знаю, что все налоги с вырученных средств были заплачены, а купленные картины вернулись на родину. На эти деньги был построен еще один эскалатор, сделаны две вентиляционные камеры, произведена реконструкция и оборудование концертного зала, облицованы колонны, выполнено мощение территории, в пяти залах переложен паркет. Назвать это разбазариванием народного достояния я не могу.

Как тревожные новости отражаются на деятельности директора ЦДХ?

Очень плохо. Сотрудники и партнеры пребывают в волнении. К тому же выставочный план формируется заранее. Только в прошлом году мы провели 234 персональные и групповые выставки и 23 крупных проекта. Неопределенность наносит ущерб всему процессу: в эти дни я занимаюсь в основном тем, что успокаиваю сотрудников и партнеров, уверяя, что все будет хорошо.

Но компания «Экспо-парк» все культовые проекты может проводить и на других крупных площадках.

Да, может, и, конечно, если произойдут кардинальные изменения, именно так мы и поступим. Я все время держу это в голове. Но каждый из этих проектов «заточен» под ЦДХ. К примеру, ярмарка non/fiction очень удобно зонирована по этажам: детская литература и литература для взрослых. И вообще, есть такое понятие, как «лояльность места»: все проекты здесь родились, ЦДХ без них не выживет, так как они профильные, самоокупаемые, и именно они развивают эту площадку.

Я помню, что были планы освоения крыши и подвальных помещений. Почему не удалось их реализовать?

Три раза я подступался к возможной реконструкции ЦДХ. В свое время именно из-за этой перспективы я и согласился стать его директором. Было много сделано. В какой-то момент я представлял тогдашнему министру Михаилу Швыдкому суперкоманду из специалистов бюро James McAdam, Jones Lang LaSalle, Bovis, а возглавлял команду Ян Вудвард. На следующем этапе я обсуждал реконструкцию ЦДХ с Ремом Колхасом. Все планы рассыпались в кризис 2008–2009 годов. А планировались новые выставочные площади, фестивальный зал на 2 тыс. человек, огромный книжный магазин, постоянная экспозиция — такой культурный мегамолл, похожий на Центр Жоржа Помпиду. Это я точно знаю. Николай Петрович Сукоян (архитектор выставочного здания на Крымском Валу. — TANR) рассказывал мне, что он одним глазом туда смотрел.

Что из главных проектов в ЦДХ провал, а что — победа?

К сожалению, «АРТ Москва» — это поражение. Поражение в борьбе с упавшим рынком. Горжусь Биеннале дизайна, Антикварным салоном, Форумом коллекционеров, «АРХ Москвой». И конечно, было очень приятно получить национальную премию «Большая книга» в номинации «За вклад в литературу» за non/fiction как главное литературное событие года.

Действительно, много легендарных проектов. Несмотря на это, площадка ЦДХ не видится целостным, концептуальным и системным проектом. Почему?

Если вы существуете на гарантированные постоянные дотации, вы можете выстроить любую культурную политику. Вы имеете возможность делать роскошные дорогие проекты, показывать только лучшее, поддерживать молодых, причем только лучших, на ваш вкус. Вы можете выбрать специализацию. Например, специализироваться в области современного искусства или в области фотографии. Но если у вас нет финансирования извне, вы такую роскошь себе позволить не можете, и ваш путь — самая демократичная культурная политика, что, естественно, может выглядеть эклектично.

И как такая площадка может выжить?

Такая площадка может выжить, если будет представлять очень широкий спектр контента, эдакий плюрализм и в тематике, и в функции представления культуры. Это что касается экономики. Но и с точки зрения идеологии модели ЦДХ необходимо показывать не только лучших из лучших, но и второй, третий и даже десятый уровень авторов.

Что вы имеете в виду?

Что касается главной функции ЦДХ — показа изобразительного искусства, то нужно выставлять звезд уровня Тони Крэгга и Олега Кулика, академиков, известных и не очень известных художников, совсем неизвестных, замечательных и не очень замечательных, не допуская падения ниже определенного профессионального уровня. К примеру, в Москве около 170 театров, и далеко не все из них дотягивают до уровня Ленкома или МХАТа, но все это — общая ткань культуры. Художник должен иметь право и возможность показать себя обществу и критикам. Есть такое выражение: «стена все покажет». Это важная функция и миссия ЦДХ. Это часть художественного процесса. Должна быть богатая палитра авторов. И как мне кажется, ЦДХ имеет опыт создания успешной и самоокупаемой модели такого разнообразного культурного предложения.

Вы на свою дальнейшую карьеру оптимистично смотрите?

Вполне оптимистично.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+