18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Женское начало в искусстве семидесятых

№55
Материал из газеты

В Музее современного искусства Фонда Людвига в Вене проходит выставка о второй волне феминизма в искусстве

На 1970-е пришлась вторая волна феминизма в искусстве. В отличие от первой, сосредоточенной на завоевании избирательного права и борьбе за равенство полов, вторая проводила тотальную ревизию понятий сексуальности, семьи, репродуктивных прав и сексуального насилия. «Личное — это политическое» — заголовок вышедшей в 1970 году статьи участницы радикальной феминистской группы «Красные чулки» Кэрол Ханиш стал лозунгом времени. Социальные перемены не могли не затронуть и искусство: художницы активно пересматривали свое место в арт-сообществе, критиковали художественные институции за отсутствие женских работ в экспозициях, искали новые формы искусства, где пока еще не доминировали мужчины. Собственно, об этом и выставка в венском MUMOK.

Многие художницы тогда работали в фотографии, видео и перформансе. Американка Синди Шерман исследовала собственную идентичность и представления о женском в массовой культуре через перевоплощения и фотографию, француженка Орлан превратила в произведение искусства собственное тело, а Марта Рослер, еще одна американка, в своем видео «Семиотика кухни» (1975) пародировала кулинарные шоу для «степфордских жен». По закону жанра любой пересмотр ценностей не может обойтись без провокаций — за них на выставке отвечают американка Линда Бенглис, в 1974 году снявшаяся обнаженной с огромным дилдо, и австрийская феминистка Вали Экспорт, ходившая по улицам, предлагая всем желающим потрогать ее грудь через отверстия в картонной коробке («Тактильное кино»).

Выставка сформирована на основе корпоративного собрания компании Verbund AG. Директор коллекции Габриеле Шор выступила в роли одного из кураторов выставки, со стороны же музея за нее отвечает Ева Бадура-Тришка. Работы художниц, которых Габриеле Шор окрестила «феминистским авангардом», в экспозиции поделили на четыре секции по главным темам: преодоление предписанной женщине роли матери, домохозяйки и жены, ролевые игры, нормативность красоты и женская сексуальность. Всего в выставке участвует около 300 работ почти 50 художниц.

Музей современного искусства (МUMOK)
Женщина. Феминистский авангард 1970-х. Из коллекции Verbund
До 3 сентября

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+