18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Коллеги Мартина Рота вспоминают великого музейщика

Бывшего директора Государственных художественных собраний Дрездена и лондонского Музея Виктории и Альберта, скончавшегося в Берлине 6 августа, называют экстраординарным человеком и выдающимся организатором

И западные, и российские музейщики едины в оценке личности Мартина Рота, скончавшегося в минувшее воскресенье. Коллеги Рота из дрезденского Музея гигиены, который он возглавил в 1991 году после работы в берлинском Немецком историческом музее, отмечают, что с самого начала своей музейной карьеры он отличался умением собрать вокруг себя людей, «команду профессионалов и мечтателей», которые создают фабрику идей и, самое главное, занимаются их воплощением.

В Государственных художественных собраниях Дрездена, куда Рот пришел на пост директора в 2001 году, его называют «культурным послом Саксонии и Германии» за последовательное продвижение дрезденских музеев в мире, от Китая и Японии до России и США, а нынешний директор Марион Аккерман — «агентом-провокатором» за умение расширять границы и смотреть далеко вперед.

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский уверен, что Рот всегда находил общий язык с коллегами из других стран потому, что «был совсем не похож на стереотипного немца». «Его публичное отторжение Brexit было логичным продолжением принципиального интернационального подхода к культуре. Он был увлеченным знатоком того, что сегодня называют креативной индустрией, и я не раз имел удовольствие вместе с ним выступать в международных дискуссиях на эту тему. Нам всем будет плохо без него», — сказал TANR Пиотровский. Кроме того, он напомнил, что Рот был одним из немногих музейных директоров Германии, кто открыто выступал против дальнейших требований передачи из России так называемого перемещенного искусства.

Вскоре после прихода Мартина Рота в Государственные художественные собрания Дрездена случилось крупное наводнение, в связи с чем новому главе музейного объединения пришлось серьезно задуматься о безопасности коллекций, чтобы впредь они не страдали от стихийных бедствий. И в результате фондохранилище Альбертинума — того самого музея, вдохновившего Ивана Цветаева на создание Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С.Пушкина), — было устроено в новой надстройке над историческим зданием.

«Рот был первым директором большого мирового музея, с которым я познакомилась, когда пришла в Пушкинский музей. У него были прекрасные отношения с Ириной Александровной Антоновой. Мартин был исключительным человеком, живым и меняющим других людей, моим героем. Безвременный уход человека с такими способностями — это ужасно тяжело», — сказала TANR директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак.

Также при Мартине Роте во главе Государственных художественных собраний Дрездена открылся после реконструкции музей «Зеленые своды», были переустроены Оружейная и Турецкая палаты — словом, все только и делалось, что строилось и обновлялось, на что необходимо было привлекать немалые средства. Поэтому приглашение подданного Германии на пост директора британского Музея Виктории и Альберта (V&A), которому только предстояло пройти по этому пути, кажется вполне логичным.

«Все то время, что Мартин Рот был на посту директора V&A, он относился к своему делу как к миссии, и ожидаемо, что именно под его руководством музей назвали лучшим в Британии в 2016 году», — сказал Николас Колридж, председатель попечительского совета V&A, где Рот проработал с 2011 по 2016 год. При нем открылся Исследовательский институт V&A, прошли выставки-хиты об Александре Маккуине и Дэвиде Боуи, состоялось партнерство с Венецианской биеннале. Ее президент Паоло Баратта считает, что Мартин Рот — «экстраординарный человек от культуры, наделенный вдохновляющей и дальновидной энергией».

Кстати, на превью прошлой Архитектурной биеннале Рот отправился с деловых встреч в Москве, и, что подмечали многие его коллеги, в том числе в Дрездене, к русским у него было особое отношение. При его непосредственном участии уже состоялись выставочные обмены с Музеями Московского Кремля, Эрмитажем, Бахрушинским музеем, готовится проект с Третьяковской галереей. Мартин Рот и Зельфира Трегулова придумали выставку о влиянии России на западную моду, переговоры о ее проведении продолжаются с нынешним руководством Музея Виктории и Альберта.

«Несмотря на то что мы с Мартином Ротом ровесники, я в чем-то считаю себя его ученицей. Он очень много сделал для того, чтобы поддержать во мне намерение изменить Третьяковскую галерею и направить ее по тому пути, по которому она сейчас движется», — сказала директор музея Зельфира Трегулова, познакомившаяся с Ротом еще в Музеях Московского Кремля.

По ее словам, Мартина Рота вполне обоснованно и справедливо можно назвать одним из самых великих музейных директоров последних двух десятилетий. «Он был человеком высочайшего интеллекта, с очень развитой интуицией и потрясающим умением общаться с людьми. Он легко находил общий язык с политиками и теми, кто дает деньги на культуру и искусство, и при этом был внутренне богатым, тонким и отзывчивым. Нам всем будет его не хватать», — заключила она.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+