18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пит Мондриан: все включено. От картин до коллекции граммофонов

№55
Материал из газеты

Гементемузеум показывает все работы художника и его личные вещи

Музеи Нидерландов продолжают праздновать 100-летие группы De Stijl, а Гементемузеум посвятил одну из своих юбилейных проектов главному художнику объединения — Питу Мондриану, показав все 300 его работ из своего собрания. Это в два раза больше, чем на последней ретроспективе, прошедшей здесь же в 1994 году. Нынешняя экспозиция, выстроенная хронологически, расширяет и дополняет ту, уже далекую по времени выставку, говорит директор Гементемузеума Бенно Темпел. «В той версии практически не было ранних работ, к тому же она была очень традиционной — только искусство, что в наше постмодернистское время выглядит анахронизмом. Есть же еще контекст времени, биография художника», — объясняет Темпел.

Контекст и биографию Мондриана на выставке воссоздает обширный документальный материал: фотографии Мондриана, его письма, личные вещи, включая даже коллекцию граммофонов. Мондриан обожал джаз: американская художница Ли Краснер вспоминала, как однажды он танцевал с ней в одном из ночных клубов Нью-Йорка. Тому, отчего в Гементемузеуме сегодня самое внушительное собрание работ Мондриана, есть объяснение.

Вскоре после открытия гаагского муниципального музея в 1935 году друзья художника подарили новой институции одну из его знаковых композиций — 1933 года с изображением лозы и четырех желтых линий. «Она стала чуть ли не первой абстракцией в нашей коллекции и поэтому не сочеталась в экспозиции ни с чем», — рассказывает Темпел. Но изобретательные кураторы нашли выход, поместив ее на лестничной клетке.

Большая же часть работ Мондриана начала поступать в музей в 1950-е годы и позже, когда его тогдашний директор Луис Висенбек стал тесно взаимодействовать с коллекционером и арт-дилером Саломоном Слейпером. Оба они пережили Вторую мировую и поэтому, как замечает Темпел, «вместо того чтобы смотреть назад, смотрели вперед». Они начали собирать и представлять публике то искусство, которое может объединить всех независимо от истории, религии или личной биографии. И Мондриан здесь был несомненно вне конкуренции. К выставке также подготовлены и изданы полная биография Пита Мондриана и каталог всех его работ из собрания Гементемузеума.

Гементемузеум
Открытие Мондриана
До 24 сентября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+