18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Пит Мондриан: все включено. От картин до коллекции граммофонов

№55
Материал из газеты

Гементемузеум показывает все работы художника и его личные вещи

Музеи Нидерландов продолжают праздновать 100-летие группы De Stijl, а Гементемузеум посвятил одну из своих юбилейных проектов главному художнику объединения — Питу Мондриану, показав все 300 его работ из своего собрания. Это в два раза больше, чем на последней ретроспективе, прошедшей здесь же в 1994 году. Нынешняя экспозиция, выстроенная хронологически, расширяет и дополняет ту, уже далекую по времени выставку, говорит директор Гементемузеума Бенно Темпел. «В той версии практически не было ранних работ, к тому же она была очень традиционной — только искусство, что в наше постмодернистское время выглядит анахронизмом. Есть же еще контекст времени, биография художника», — объясняет Темпел.

Контекст и биографию Мондриана на выставке воссоздает обширный документальный материал: фотографии Мондриана, его письма, личные вещи, включая даже коллекцию граммофонов. Мондриан обожал джаз: американская художница Ли Краснер вспоминала, как однажды он танцевал с ней в одном из ночных клубов Нью-Йорка. Тому, отчего в Гементемузеуме сегодня самое внушительное собрание работ Мондриана, есть объяснение.

Вскоре после открытия гаагского муниципального музея в 1935 году друзья художника подарили новой институции одну из его знаковых композиций — 1933 года с изображением лозы и четырех желтых линий. «Она стала чуть ли не первой абстракцией в нашей коллекции и поэтому не сочеталась в экспозиции ни с чем», — рассказывает Темпел. Но изобретательные кураторы нашли выход, поместив ее на лестничной клетке.

Большая же часть работ Мондриана начала поступать в музей в 1950-е годы и позже, когда его тогдашний директор Луис Висенбек стал тесно взаимодействовать с коллекционером и арт-дилером Саломоном Слейпером. Оба они пережили Вторую мировую и поэтому, как замечает Темпел, «вместо того чтобы смотреть назад, смотрели вперед». Они начали собирать и представлять публике то искусство, которое может объединить всех независимо от истории, религии или личной биографии. И Мондриан здесь был несомненно вне конкуренции. К выставке также подготовлены и изданы полная биография Пита Мондриана и каталог всех его работ из собрания Гементемузеума.

Гементемузеум
Открытие Мондриана
До 24 сентября

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+