18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Убежище ангелов и святых

№55
Материал из газеты

Книга, изданная Метрополитен-­музеем, в 30 очерках исследует Иерусалим в Средние века, когда «город был домом наибольшему числу культур, религий и языков»

На недавней выставке «После Караваджо» в лондонской Национальной галерее экспонировался холст, отличавшийся особой пронзительностью. Гефсиманский сад. В кромешной тьме лишь огонь факелов отражается на доспехах солдат. Иуда, подавшийся вперед в предательском поцелуе. Лицо Иисуса, наполненное в минуту пленения мучительной красотой. Волнующий сюжет, с такой силой отраженный Караваджо, мог бы стать символом города, где происходили эти события.
Иерусалим и сегодня продолжает вызывать сложные чувства. Постоянно растет количество людей, пораженных «иерусалимским синдромом», когда после посещения святых мест у паломников возникает комплекс мессии. И нет на земле другого такого места, где так бурлила бы мощная смесь культур, религий и национальностей. Мольба царя Давида в вавилонском пленении отзывается в душах людей любых вероисповеданий, стоит им только задуматься о значении этого города: «Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иеру­салима во главе веселия моего».

Книгу, изданную Метрополитен-музеем, приурочили к прошлогодней выставке. В ней в 30 очерках исследуется мультикультурализм города в Средние века, включая торговлю и паломничество, расцветшие между 1000 и 1400 годами. Именно тогда «более, чем в любой другой период, город был домом наибольшему числу культур, религий и языков». Несомненный интерес вызывают глава о влиянии на Иерусалим францисканцев (оно восходит к первому посещению города святым Франциском в 1219-м) и очерк о меценатской деятельности мусульманских женщин, написанный на основе помещенных здесь же текстов из Корана 1358 года. А иранская книга примерно 1335 года из библиотеки стамбульского дворца-музея Топкапы дает представление о мастерстве мусульман-шиитов, которые, в отличие от суннитов, не отказывались от фигуративности в изобразительных искусствах.

Авторы сборника стремились соблюсти баланс между разными вероисповеданиями и видами искусства, нашедшими свое отражение в истории Иерусалима. Эсхатология, наполняющая образы города, который Саладин называл убежищем «ангелов и святых», рассмотрена в главе «В поисках вечного Иеру­салима» с парой иллюстраций из древнееврейской рукописи «Барселонская Агада» (около 1360) из Британской библиотеки.

В Средние века подобные места паломничества «действовали как пороговые пространства, снимающие религиозные, социальные и гендерные различия» и воспринимались как «убежище ангелов и святых».

«Иерусалимский синдром», об открытии которого впервые сообщил Британский журнал психиатрии в 2000 году, можно приложить к любой стадии исторического развития этого города. Только за предыдущее десятилетие 1,2 тыс. иностранных туристов были госпитализированы после посещения Иерусалима с «тяжелыми психическими расстройствами». 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+