Большой монографический показ русского и советского пейзажиста, имя которого подзабылось, составлен из 100 картин и рисунков из 10 музеев и частных собраний. В советское время каждый пионер знал картину Аркадия Рылова «В.И.Ленин в Разливе в 1917 году»: на фоне зловещего багрового заката вождь революции шагает по скошенной им траве в ожидании гонца из Петрограда. Более образованная публика наслаждалась картинами «Зеленый шум» и «В голубом просторе». Последняя создана в 1918 году. Дикие гуси, заснеженные скалы и старинный парусник, наверное, выглядели попыткой успешного художника Рылова угадать свою дальнейшую судьбу в новых, послереволюционных реалиях.
А как все славно начиналось! Юный вятский мещанин, поддержанный отчимом, приехал в Петербург и поступил в Центральное училище технического рисования барона Штиглица. Но быстро понял, что барки на Волге и пейзажи с елочками занимают его гораздо больше, чем черчение. «Да вы музыкант!» — заметит по этому поводу Константин Крыжицкий, учитель Рылова.
В 1894 году пейзажист Архип Куинджи пригласил молодого художника в свою мастерскую. Но для диплома Рылов написал картину на тему «Набег печенегов на славянскую деревню». Илья Репин был в восторге. Началась и всероссийская слава: картины Рылова покупает Павел Третьяков, Сергей Дягилев постоянно приглашает его на выставки объединения «Мир искусства», а однокашник Николай Рерих предоставил молодому таланту пост руководителя класса рисования животных в Обществе поощрения художеств. В Воронежской губернии Рылов по собственному проекту построил мастерскую в стиле russe, а в петербургской квартире выращивал березы, сосны и папоротники.
В 1915 году Рылов стал академиком живописи. В революционном 1918-м получил персональную мастерскую во Вхутемасе, несколько лет преподавал рисование в Военно-морском училище. Но в любой удобный момент старался выехать в окрестности Ленинграда или в новгородскую глубинку, чтобы написать «Осень на реке Тосне» или «Река Пчёвжа. Сумерки».
В 1932 году создание единого и единственного Союза художников не оставляет Рылову выбора: он вступает в него.
Дальше — «Ленин на пасеке», акварель «Москва» с Кремлем на фоне так и не построенного иофановского Дворца Советов и иллюстрации к сказкам Виталия Бианки. Но и от идейной картины «Трактор на лесных работах» глаз не оторвать, так хороши ели в снегах.
Государственный Русский музей
Аркадий Рылов (1870–1939)
16 августа – 30 сентября