Новый фильм режиссера «Еще одной из рода Болейн» Джастина Чадвика и драматурга Тома Стоппарда с участием Алисии Викандер, Кристофа Вальца и восходящей звезды Дейна Дехана — экранизация книги Деборы Моггак, одной из авторов сценария «Гордости и предубеждения» и мини-сериала «Дневник Анны Франк». Костюмный триллер о любовном треугольнике на фоне Амстердама 1630-х Моггак придумала после аукциона Christie’s.
«Меня заинтересовала одна из выставляемых картин. Я была от нее без ума и приобрела ее. Она была написана, кажется, в 1630 году, и на ней изображена женщина, которая готовится к выходу в свет. На ней отороченный мехом бархатный жакет, который в то время был очень моден, и она взирает на нас с холста с очень загадочным выражением лица. Служанка подает ей жемчужное ожерелье, а слуга — бокал вина. Она избалована, довольно богата, но ее выражение лица заставило меня задуматься: „Она явно что-то замышляет. Интересно, куда она собралась? Быть может, туда, где ей не следовало бы находиться“. Я повесила картину у себя в гостиной. Я все смотрела и смотрела на нее, пока ко мне не пришел этот сюжет», — вспоминает писательница.
Главная героиня «Тюльпанной лихорадки» — потерявшая во время эпидемии чумы родителей и воспитанная в монастыре София (Викандер), которая стала женой успешного торговца Корнелиса Сандворта (Вальц). Семейная жизнь протекает спокойно, однако Сандворт очень хочет сына, наследника торговой империи, но ребенка завести у супругов не получается. То ли виноваты хрупкость и холодность Софии, то ли причиной возраст мужа. Интимным шуткам в «Тюльпанной лихорадке» посвящены первые десять минут фильма, но затем история все-таки выходит на нужный драматический сюжет. Корнелис Сандворт, дабы растопить лед в отношениях с молодой женой, заказывает семейный портрет молодому, но бедному художнику Яну ван Лосу (Дехан). При первом появлении в доме Сандвортов тот оказывается пленен прелестью Софии, чью красоту удачно подчеркивает платье цвета ультрамарин — такого же, каким изображали плащ Девы Марии. О нем героиня Викандер думает, что это «цвет чистоты». «Самый дорогой пигмент», — парирует герой Дехана. София наконец чувствует, что такое настоящая страсть, и готова пуститься за своим возлюбленным хоть на край света (здесь — в Ост-Индию), только для этого молодым людям необходимы деньги. Художник решает пока отбросить свое ремесло и во время обрушившейся на Голландию тюльпаномании отправиться на биржевые торги.
Тогда цены на редкие пестролепестные сорта тюльпанов теперь совершенно обычных цветов доходили до нескольких тысяч гульденов (это больше килограмма золота). Для сравнения, учителю Рембрандта Якобу ван Сваненбургу для того, чтобы заработать один гульден, нужно было написать три тюльпана. Как известно, пестрые тюльпаны впоследствии стали называть сортом «Рембрандт» — именно в честь голландского живописца, приехавшего в Амстердам незадолго до Тюльпанной лихорадки и занявшегося там портретной живописью. Возможно, некоторые моменты его биографии стали основой для линии персонажа Дейна Дехана. До работы над ролью художника он совершенно не умел рисовать и для достоверности перед съемками брал уроки у Джейми Роутли, чьи работы можно было видеть в Национальной портретной галерее на выставке BP Portrait Award. И именно он писал картины, которые показаны в фильме, до этого специально изучив живопись XVII века.
Визуальная составляющая — самая сильная часть «Тюльпанной лихорадки». Если работам Роутли, конечно, далеко до портретов голландцев, то художник-постановщик фильма Саймон Эллиотт постарался на славу. Его вдохновляли образы и колорит картин, при этом от популярного Вермеера отказались сразу же. Что, впрочем, понятно: «Девушку с жемчужной сережкой» кинозрители уже видели. Эллиотт взял за основу близкого по духу Питера де Хоха (и в фильме можно увидеть сцены, напоминающие «Парочку с попугаем» и «Женщину, взвешивающую золото») и Габриеля Метсю, от которого, правда, осталось, скорее, цветовое решение ленты — с ярким первым планом и глубинно-темным фоном.
Для изображения героя Вальца художники фильма явно намеренно используют «Портрет Виллема Хейтхейсена». Немолодой, амбициозный, самоуверенный Корнелис Сандворт долго выбирает позу для семейного портрета и в итоге останавливается именно на той, что изображена на картине Франса Халса.
И это внимание к голландской живописи, как выясняется ближе к концу фильма, напрямую влияет на сюжет «Тюльпанной лихорадки». Спрос на драгоценные луковицы заканчивается, словно мгновенно вспыхнувшая страсть, а искусство остается на века — как настоящая любовь.