18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Великий эксперимент на месте «России»

№56
Материал из газеты

Парк «Зарядье», созданный в самом центре Москвы по проекту американского архитектурного бюро Diller Scofidio + Renfro, претендует на звание если не лучшего, то по крайней мере сложнейшего урбанистического проекта современности

Во вторые выходные осени, 9–10 сентября, Москва будет отмечать свое 870-летие. В череде мероприятий локального праздника ожидается крупное событие мирового масштаба — открытие парка «Зарядье», который спроектировало бюро Diller Scofidio + Renfro, победитель большого международного архитектурного конкурса.

«По многим параметрам проект абсолютно иного уровня и качества, чем все, что делалось в Москве до сих пор. Мы создали важный прецедент международного общения, показав, что зарубежные архитекторы могут не только предложить концепцию, но и реализовать ее в соответствии с первоначальным проектом. И это с учетом того, что речь идет об участке с насыщенным историческим прошлым, расположенном вблизи Кремля», — сказал TANR главный архитектор Москвы, руководитель авторского коллектива проектировщиков парка «Зарядье» Сергей Кузнецов.

Берег утопии

Этот квартал в 13 га, ставший символом советской и постсоветской утопии из-за массы нереализованных или компромиссных проектов, начал заселяться еще в XII веке. Зарядье со Средних веков и до конца XIX столетия было местом бойкой торговли c крупной пристанью на Москва-реке (символически она вернулась теперь в виде причала для прогулочных теплоходов), а с вынужденным уходом еврейских купцов с Глебовского подворья в 1891 году стало превращаться в трущобы.

Понятно, что покосившиеся домики и лавчонки никоим образом не соответствовали идеалам советского градостроительства, и сформировавшийся с XVII века рисунок улиц и переулков был стерт вместе с ними. По Генплану 1935 года образовавшаяся гигантская площадка отводилась под строительство Наркомата тяжелой промышленности. Тогда лучшие архитекторы, среди них братья Веснины, Борис Иофан и Аркадий Мордвинов, работали над фантастическими проектами, воплощение которых приблизило бы визуальный облик города к декорациям фильма «Метрополис». Однако им не суждено было осуществиться: началась война, после которой здесь решили строить восьмую и самую величественную высотку, выше здания МГУ на Воробьевых горах. Над ней работал архитектор Дмитрий Чечулин, автор ряда крупных проектов, в том числе застройки Триумфальной площади и дома на Котельнической набережной. Со смертью Иоси­фа Сталина строительство свернули, а спустя десять лет на уже возведенном стилобате возникла гостиница «Россия», также спроектированная Чечулиным.

К миллениуму московские власти признали ее морально и физически устаревшей и решили реконструировать, тендер выиграла компания «СТ Девелопмент» Шалвы Чигиринского. На месте «России» бизнесмен хотел построить гостинично-офисный комплекс, к созданию которого был привлечен невероятно востребованный тогда у российских девелоперов сэр Норман Фостер. По его предложению треть площадей отводилась под музейный комплекс с Национальным центром культуры и искусств, будущее которого десять лет назад в Москве обсуждали директора всех главных мировых музеев и галерей. Однако проект британского архитектора так и остался на бумаге, а «СТ Девелопмент», пытаясь вернуть потраченные на снос здания 5 млрд руб., погрязла в судебных разбирательствах. В 2011 году заговорили о том, что на месте «России» может появиться парламентский центр или деловой центр с гостиницей. Но еще год спустя президент РФ Владимир Путин при осмотре самого дорогого в мире пустыря ($1,5 млрд, по оценке Forbes) предложил разбить там парк.

Не болото, а заливные луга

Решение такого уровня было поддержано международным конкурсом на ландшафт­но-архитектурную концепцию парка «Зарядье», в жюри которого заседали исполнительный директор Прицкеровской премии Марта Торн и эксперт в области городской социологии, профессор Колумбийского университета Саския Сассен. По значимости столичные власти сравнивали его с конкурсами на проекты мемориального комплекса Ground Zero в Нью-Йорке и культурного района Западный Коулун в Гонконге и напоминали, что за последние полвека в Москве не появилось ни одного парка, а с таким расположением — так и вовсе нигде в мире.

Среди приоритетных задач в конкурсной документации называлось сохранение рельефа с перепадом высот, то есть, по сути, создание системы террас без выдающихся построек из-за расположения рядом с объектами всемирного наследия ЮНЕСКО — Московским Кремлем и Красной площадью. Из почти сотни концепций лучшей была признана программа американского бюро Diller Scofidio + Renfro, которое специализируется на проектах для образовательных и культурных учреждений. Первым и очень удачным их парком стал Хай-Лайн, разбитый в 10 м над землей на заброшенной железнодорожной линии в Нью-Йорке.

Москву архитекторы повели по линии так называемого природного урбанизма. Они предложили воссоздать в «Зарядье», на их взгляд, типичные для России ландшафтные зоны: тундру, степь, леса и заливные луга. Последние в авторской концепции назывались болотами, что не только звучало не очень хорошо, но и шло вразрез с реалиями: все же полей в стране больше, чем болот. В итоге луга с прудами расположатся на юго-западе парка, ближе к Красной площади будет высажена березовая роща, а вдоль Варварки — северные кустарники и мхи. Сразу за тундрой начнется территория отеля на пересечении Китайгородского проезда и Варварки, которую к открытию «Зарядья» обещают сделать пешеходной. Ландшафтные зоны расположены на террасах, которые спускаются к реке и, как следует из концепции, наслаиваются друг на друга.

В местах смены зон естественное и руко­творное смыкаются, и на стыке образуются павильоны для различных программ «Зарядья». Здания должны быть укрыты зелеными насаждениями и максимально вписываться во вновь созданный ландшафт. Окончательно они растворятся в нем через несколько лет, когда растения приживутся и вырастут на нужную высоту. На этом фоне особенно заметными станут доминанты проекта.

Первая — концертный зал, который курирует руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев (на зал приходится 25,2 тыс. кв. м из 78 тыс. кв. м, отведенных под объекты в целом), его планируют открыть в 2018 году. На уровне крыши он будет соединяться с искусственным ландшафтом так называемой стеклянной корой — прозрачной конструкцией, внутри которой даже зимой будет поддерживаться тепло для посетителей уличного амфитеатра.

Еще один климатический аттракцион — ледяная пещера в зоне тундры с круглогодичной отрицательной температурой, в нее уже завезли 70 т воды для заморозки. Символично, что автором пещеры стал комиссар Антарктической биеннале, художник и моряк Александр Пономарев. Из развлечений здесь обещают тематические выставки и лекции об исторических арктических экспедициях, освоении Антарктики и бар с согревающими напитками.

Вторая доминанта парка — «Парящий мост». Конструкция в форме буквы «V» высотой 13 м начинается в парке и выдается почти на середину реки. Предполагается, что пешеходы будут доходить до крайней точки над водой, фотографировать открыточные виды, разворачиваться и возвращаться в парк, ступая по комфортному деревянному покрытию. Работы в «Зарядье» и устройство моста повлекли за собой реконструкцию Москворецкой набережной (этим объектом и концертным залом занимается ТПО «Резерв» Владимира Плоткина, занявшее в конкурсе на ландшафтную концепцию парка второе место). Набережную и парк соединит подземный переход, где устроят кафе, магазины и археологическую экспозицию.

От археологии к современности

C так и не реализованным проектом Нормана Фостера нынешний роднит присутствие музеев и исторических памятников. Помимо сохранившихся храмов XVII–XIX веков, Старого Английского двора XVI–XVII веков (филиал Музея Москвы) и палат бояр Романовых (филиал Исторического музея), здесь появится археологический музей «Зарядье». Основным экспонатом должен стать фрагмент Китайгородской стены XVI века, его дополнят россыпью сделанных за последние 100 лет, в том числе при строительстве парка, находок: монетами, изразцами, предметами быта.

Музейные выставки будут проходить на минус первом этаже Медиацентра, где уже приступили к монтажу аттракциона со спецэффектами «Полет над Россией» и «Полет над Москвой». В сентябре РОСИЗО откроет здесь выставку «Русская Арктика» с экспонатами из собственной коллекции и из собраний Российского этнографического музея, Музея Арктики и Антарктики, фото и видео из фондов Госархива РФ и Российского географического общества. По словам генерального директора РОСИЗО Сергея Перова, присутствие музейно-выставочного объединения в «Зарядье» — важная задача и возможность обратиться к самой широкой аудитории.

А в Третьяковской галерее рассчитывают, что часть посетителей «Зарядья» станет их новыми зрителями: весной 2018 года в Медиацентре музей представит свой проект «Изображая Россию» (на этот же год запланировано открытие нового корпуса находящейся в пешей доступности Третьяковки). Концептуально он соответствует тематике парка: через полотна и произведения художников нескольких веков, от Федора Алексеева до группы «Синий суп», на выставке будет раскрываться тема многообразия природы и климата страны.

«Мы не рассматриваем площадку в „Зарядье“ как филиал, это для нас одно из пространств, где мы можем показать то, чем владеем, вместе с признанными шедеврами представить произведения, которые редко экспонируются. Подобного рода выставки ставят несколько иные задачи, чем те, что мы делаем в своих собственных музейных залах», — рассказала TANR директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Сейчас итоговая смета парка «Зарядье» оценивается в 22–27 млрд руб., окончательные цифры будут названы уже после выхода номера в печать. Для сравнения, нью-йоркский Хай-Лайн стоил $200 млн, или 12 млрд руб., большая часть от этой суммы — частные пожертвования. «Зарядье» же решили строить на бюджетные средства. Власти объясняют так: инвесторам нужны коммерческие площади, а в этом случае культурно-общественная идея исказится.

Вход на территорию «Зарядья» будет бесплатным и круглосуточным. По предварительным расчетам, одновременно в парке могут находиться 15 тыс. человек, а за год его посетят до 12 млн человек.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+