18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Читая пространство со словарем

№56
Материал из газеты

Когда теория архитектуры соединяется с психологией восприятия, пространство каждого строения начинает звучать наособицу. Издательский дом «Дело» перевел книгу Нильса Лунинга Прака «Язык архитектуры: Очерки архитектурной теории»

Одна беда: не слишком ли автор в этом соединении прямолинеен? К счастью, не во всех суждениях, а лишь в тех, что связывают характер искусства, степень его сложности и реалистичности с тем, хорошо или плохо человеку в эпоху, когда это искусство возникло. Вот буквально!

Абстракция в искусстве появляется «везде, где материальные обстоятельства сомнительны и мир кажется слишком отвратительным местом, чтобы в нем жить», утверждает Нильс Лунинг Прак (конечно, вслед за искусствоведом Вальтером Абелем, но стоило бы, право, отнестись к таким идеям и чуть критичнее).

Вот и «в наше время искусство снова полностью отошло от реализма», «импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, символизм и, наконец, абстрактное искусство современности демонстрируют нарастающее отчуждение между природой и искусством».

А все почему? «Разве наша эпоха не представляется… весьма непростой? Насущный хлеб — будет ли он у нас? Сама жизнь под угрозой атомной катастрофы… В таких небезопасных условиях мы проецируем свое беспокойство на внешний мир, хотим отключиться от него, — и реализм вновь покидает искусство». Ну нельзя же так грубо-то!

Впрочем, на таких суждениях автора можно не особенно задерживаться. Он интересен не ими. Нильс Лунинг Прак (1926–2002), бывший преподаватель и заведующий кафедрой истории архитектуры в Высшей технической школе Делфта, был склонен к некоторой наивности как теоретик культуры — и нетривиален, когда речь заходит о теории архитектуры как таковой: он сращивает ее с психологией восприятия.

Этим и определяются предложенные им система основных понятий и классификация архитектурных форм, в свете которых Прак анализирует девять зданий, построенных в разное время — с конца Античности до середины XX века. Скажем, «пространство» в каждом из строений он различает физическое, концептуальное и поведенческое; в зданиях разных типов они вступают в разные отношения между собой.

Взявшись составить словарь языка, которым архитектура говорит о мире, и установить соответствия «между социальными условиями, миром идей и символами, которые используют архитекторы», Нильс Лунинг Прак изобретает новый язык, чтобы говорить о ней самой.

Язык этот, правда, не так уж и нов: в оригинале на английском книга вышла почти 50 лет назад, зато теперь и мы получаем шанс его освоить и испытать все его возможности.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+