18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рассказ о банях

№56
Материал из газеты

Придворная мода на бани в Германии XVIII века полна тайн и загадок. Некоторые из них удалось разгадать современной исследовательнице Вере Херцог

Как и где мылись немецкие князья XVIII века? Еще недавно считалось, что примерно до 1600 года регулярно мылись только бедняки и люди среднего достатка — в общественной парной, а впоследствии в общественной бане. Городская элита и аристократия использовали «сухой способ очищения»: богачи чистили организм клистирами и диетами, а забота о внешности, особенно видимых ее частях: лице, шее и руках, — заключалась в смачивании их ароматической водой, вином или молоком. Как таковое мытье нижней части тела практиковалось лишь в медицинских целях. Обычный сухой режим очищения дополнялся сезонным купанием в целебных минеральных водах.Однако в книге Веры Херцог Der fürstliche Badepavillon als zweckmäßige und repräsentative Bauaufgabe im späten 17. und 18. Jahrhundert («Купальные павильоны в княжеских владениях как функциональные и представительские сооружения в конце XVII — XVIII веках»), основанной на тщательных исследованиях, разворачивается более сложная картина. Аристократы, как и простолюдины, купались в термальных источниках и природных водоемах, многие из них владели (и пользовались) общественными банными залами. Где-то в 1700 году баня с сухим паром приобрела вид турецкого хамама с теплым бассейном. Новый всплеск интереса к купанию повлек за собой строительный бум в Священной Римской империи на рубеже XVII–XVIII веков: немецкие князья стали возводить дворцы и перестраивать свои столицы. Во дворцах появились специальные комнаты для омовения; многие обзавелись передвижным оборудованием для бани. Внимание Херцог привлекла пара десятков купальных павильонов, построенных немецкой высшей знатью тех лет. В отличие от ее предшественников, считавших, что гроты, эрмитажи и чайные домики — чисто декоративные элементы садово-паркового дизайна, Херцог утверждает: в них сочетались представительские и функциональные задачи.

Так, мраморную баню в Касселе спроектировали в виде источника жизни по заказу ландграфа Гессен-Кассельского Карла, когда семья его претендовала на королевский статус после женитьбы сына Фредерика на шведской королеве Ульрике-Элеоноре. Впоследствии представители его рода стали курфюрстами, что потребовало уже строительства пышных залов для приемов, а не бани. Водопроводные трубы к ней так и не подвели.

К концу XVIII века мода на купальные павильоны прошла, и личная гигиена стала частным делом, из-за чего значение и функции княжеских бань были забыты вплоть до наших дней. Вера Херцог занялась «археологией гуманитарного знания», дешифруя утраченные смыслы.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
7
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+