18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рассказ о банях

№56
Материал из газеты

Придворная мода на бани в Германии XVIII века полна тайн и загадок. Некоторые из них удалось разгадать современной исследовательнице Вере Херцог

Как и где мылись немецкие князья XVIII века? Еще недавно считалось, что примерно до 1600 года регулярно мылись только бедняки и люди среднего достатка — в общественной парной, а впоследствии в общественной бане. Городская элита и аристократия использовали «сухой способ очищения»: богачи чистили организм клистирами и диетами, а забота о внешности, особенно видимых ее частях: лице, шее и руках, — заключалась в смачивании их ароматической водой, вином или молоком. Как таковое мытье нижней части тела практиковалось лишь в медицинских целях. Обычный сухой режим очищения дополнялся сезонным купанием в целебных минеральных водах.Однако в книге Веры Херцог Der fürstliche Badepavillon als zweckmäßige und repräsentative Bauaufgabe im späten 17. und 18. Jahrhundert («Купальные павильоны в княжеских владениях как функциональные и представительские сооружения в конце XVII — XVIII веках»), основанной на тщательных исследованиях, разворачивается более сложная картина. Аристократы, как и простолюдины, купались в термальных источниках и природных водоемах, многие из них владели (и пользовались) общественными банными залами. Где-то в 1700 году баня с сухим паром приобрела вид турецкого хамама с теплым бассейном. Новый всплеск интереса к купанию повлек за собой строительный бум в Священной Римской империи на рубеже XVII–XVIII веков: немецкие князья стали возводить дворцы и перестраивать свои столицы. Во дворцах появились специальные комнаты для омовения; многие обзавелись передвижным оборудованием для бани. Внимание Херцог привлекла пара десятков купальных павильонов, построенных немецкой высшей знатью тех лет. В отличие от ее предшественников, считавших, что гроты, эрмитажи и чайные домики — чисто декоративные элементы садово-паркового дизайна, Херцог утверждает: в них сочетались представительские и функциональные задачи.

Так, мраморную баню в Касселе спроектировали в виде источника жизни по заказу ландграфа Гессен-Кассельского Карла, когда семья его претендовала на королевский статус после женитьбы сына Фредерика на шведской королеве Ульрике-Элеоноре. Впоследствии представители его рода стали курфюрстами, что потребовало уже строительства пышных залов для приемов, а не бани. Водопроводные трубы к ней так и не подвели.

К концу XVIII века мода на купальные павильоны прошла, и личная гигиена стала частным делом, из-за чего значение и функции княжеских бань были забыты вплоть до наших дней. Вера Херцог занялась «археологией гуманитарного знания», дешифруя утраченные смыслы.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+