«Заоблачные леса» — так назвала основной проект биеннале куратор Юко Хасегава, он посвящен взаимодействию природы и высоких технологий. Кажется, выставка действительно задумана, чтобы удивлять, — так много в ней искусства фантастического, экспериментального и даже магического. Среди 52 авторов, приехавших из 25 стран, есть художник-космонавт, художник-генетик, художник-психиатр, так что на этом фоне участие в выставке архитекторов, режиссеров, модельера и оперной певицы кажется совершенно неудивительным. Впрочем, в нынешней команде основного проекта участвуют и суперзвезды: Олафур Элиассон, Пьер Юиг, Мэтью Барни и поп-дива Бьорк, создавшие специально для Московской биеннале новые произведения.
Для Юко Хасегавы тема социальной экологии — одна из магистральных. Профессор Токийского университета, директор Музея современного искусства Токио, она так или иначе затрагивала экологическую тему во всех своих больших проектах. В ее кураторском багаже — биеннале в Стамбуле, Шардже, Сеуле, Сан-Паулу, также она курировала японский павильон на 50-й Венецианской биеннале. Хасегава стала первым куратором Московской биеннале, которая отбирала работы российских участников через открытый конкурс, заявку на который мог прислать через Интернет любой желающий. Из 600 заявителей были выбраны группа «Куда бегут собаки», Алексей Мартинс, Илья Федотов-Федоров и Валя Фетисов. Неожиданной в этой компании молодых художников выглядит фигура скульптора-ювелира Даши Намдакова. Можно предполагать, что японского куратора заинтересовала биография этого, прямо скажем, салонного художника, окруженная магией шаманизма. Еще работы нескольких участников — Алины Гуткиной, дуэта Виноградов — Дубосарский и Михаила Толмачева — были отобраны из коллекции Газпромбанка.
Сама тема «Заоблачные леса» окружена облаком метафор и лесом толкований. Согласно кураторской концепции виртуальные облака формируют новую медиареальность, а люди живут как деревья в лесу, вместе же облака и леса образуют современную экосистему. «Только искусство способно создать диалог между „лесом“ и „облаками“, вернуть людей из виртуальности в настоящий мир, к корням, не уничтожив волшебные свойства „облака“», — считает Хасегава.
Художники — участники выставки по-разному чувствуют диалектику природы и технического прогресса, и, если следовать по пути метафор, можно сказать, что в то время как одни витают в облаках, другие смотрят в лес. Михаэль Наджар из тех, кто устремлен не просто в облака, но даже в космос. Причем не только в искусстве, но и в жизни. Наджар в течение трех лет проходил тренинг в Звездном городке, а также стал участником программы Virgin Galactiс, которая организует космические полеты для туристов. Так что его футуристические снимки из серии «Европа», на которых цветет космический сад и растения плавают в невесомости, возможно, будет показан не только в Москве, но со временем и в какой-нибудь галерее на Луне, например.
Мари-Люс Надаль создала целую «Фабрику облаков». Путешествуя по миру, она ловит облака с помощью специальной машины, а затем воспроизводит на своих выставках. В фильме Адель Абидин, снятом в жанре мокьюментари, из хладного Аида в мир живых возвращается сам Майкл Джексон и снова становится кумиром миллионов. Речь воскресшей суперзвезды скомпилирована из отрывков его песен и интервью. Юкен Теруйя из банкнот Китая, Японии и Южной Кореи создает бумажные деревья, соединяя их в густой лес, символизирующий вечный круг потребления («Зеленая экономика»).
Марину Зурков интересуют экспериментальные системы, позволяющие управлять природой. В ее анимационный фильм «Мезокосм», нарисованный от руки, заложена компьютерная программа, позволяющая сюжету реализовываться по свободному сценарию. На экране — заснеженный пейзаж, где трудятся люди в ярких скафандрах и порхают бабочки. Однако, глядя на эту постапокалиптическую картину, вряд ли можно ответить на вопрос о том, как управлять будущим. Илья Федотов-Федоров учился на факультете биоинженерии, а занявшись искусством, нашел применение своим знаниям в биоарте. Его «Методы полевых испытаний» — заключенные в стекло вещества, которые, расслоившись, превратились в абстрактные пейзажи в духе Марка Ротко.
«Ментальные дрова» Алексея Мартинса напоминают ритуальные анималистические изваяния народов Севера. Сколоченные из старых досок объекты теоретически можно поджечь, устроив ритуальные костры.
Коллизией выставки, тянущей на мелодраму, можно считать участие в одном проекте бывших супругов и мировых знаменитостей Мэтью Барни и Бьорк. Исландская певица увлеклась современным искусством благодаря Барни, хотя и до него ее творчество всегда тяготело к перформансу. Драму своего расставания художники трансформировали в искусство: певица выпустила полный печали альбом Vulnicura, Барни же выплеснул свои эмоции в фильме «Вечера в древности» по мотивам романа Нормана Мейлера. Для Московской биеннале Барни создал проект, главными персонажами которого стали волки, чьи мистические символы и силуэты появляются в рисунках. Но главное — это новый перформанс, который пройдет в декорациях инсталляции, созданной из природных материалов: на работах Барни появятся отпечатки рук танцоров-перформансистов.
Еще одна звезда основного проекта — датско-исландский художник Олафур Элиассон. Его умопомрачительные сенсорные инсталляции кажутся созданными из тумана, радуги и пара, а зритель оказывается интегрирован в это пространство, буквально погружаясь в него всеми своими органами чувств. В Москву Элиассон привезет три новые работы из серии «Космос резонирует от нашего присутствия».