18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Кто в лес, кто в облака

№56
Материал из газеты

Воскрешение Майкла Джексона, космический сад, фабрика облаков, ментальные дрова и другие удивительные вещи обещают на главной выставке 7-й Московской международной биеннале современного искусства

«Заоблачные леса» — так назвала основной проект биеннале куратор Юко Хасегава, он посвящен взаимодействию природы и высоких технологий. Кажется, выставка действительно задумана, чтобы удивлять, — так много в ней искусства фантастического, экспериментального и даже магического. Среди 52 авторов, приехавших из 25 стран, есть художник-космонавт, художник-генетик, художник-психиатр, так что на этом фоне участие в выставке архитекторов, режиссеров, модельера и оперной певицы кажется совершенно неудивительным. Впрочем, в нынешней команде основного проекта участвуют и суперзвезды: Олафур Элиассон, Пьер Юиг, Мэтью Барни и поп-дива Бьорк, создавшие специально для Московской биеннале новые произведения.

Для Юко Хасегавы тема социальной экологии — одна из магистральных. Профессор Токийского университета, директор Музея современного искусства Токио, она так или иначе затрагивала экологическую тему во всех своих больших проектах. В ее кураторском багаже — биеннале в Стамбуле, Шардже, Сеуле, Сан-Паулу, также она курировала японский павильон на 50-й Венецианской биеннале. Хасегава стала первым куратором Московской биеннале, которая отбирала работы российских участников через открытый конкурс, заявку на который мог прислать через Интернет любой желающий. Из 600 заявителей были выбраны группа «Куда бегут собаки», Алексей Мартинс, Илья Федотов-Федоров и Валя Фетисов. Неожиданной в этой компании молодых художников выглядит фигура скульптора-ювелира Даши Намдакова. Можно предполагать, что японского куратора заинтересовала биография этого, прямо скажем, салонного художника, окруженная магией шаманизма. Еще работы нескольких участников — Алины Гуткиной, дуэта Виноградов — Дубосарский и Михаила Толмачева — были отобраны из коллекции Газпромбанка.

Сама тема «Заоблачные леса» окружена облаком метафор и лесом толкований. Согласно кураторской концепции виртуальные облака формируют новую медиареальность, а люди живут как деревья в лесу, вместе же облака и леса образуют современную экосистему. «Только искусство способно создать диалог между „лесом“ и „облаками“, вернуть людей из виртуальности в настоящий мир, к корням, не уничтожив волшебные свойства „облака“», — считает Хасегава.

Художники — участники выставки по-разному чувствуют диалектику природы и технического прогресса, и, если следовать по пути метафор, можно сказать, что в то время как одни витают в облаках, другие смотрят в лес. Михаэль Наджар из тех, кто устремлен не просто в облака, но даже в космос. Причем не только в искусстве, но и в жизни. Наджар в течение трех лет проходил тренинг в Звездном городке, а также стал участником программы Virgin Galactiс, которая организует космические полеты для туристов. Так что его футуристические снимки из серии «Европа», на которых цветет космический сад и растения плавают в невесомости, возможно, будет показан не только в Москве, но со временем и в какой-нибудь галерее на Луне, например.

Мари-Люс Надаль создала целую «Фабрику облаков». Путешествуя по миру, она ловит облака с помощью специальной машины, а затем воспроизводит на своих выставках. В фильме Адель Абидин, снятом в жанре мокьюментари, из хладного Аида в мир живых возвращается сам Майкл Джексон и снова становится кумиром миллионов. Речь воскресшей суперзвезды скомпилирована из отрывков его песен и интервью. Юкен Теруйя из банкнот Китая, Японии и Южной Кореи создает бумажные деревья, соединяя их в густой лес, символизирующий вечный круг потребления («Зеленая экономика»).

Марину Зурков интересуют экспериментальные системы, позволяющие управлять природой. В ее анимационный фильм «Мезокосм», нарисованный от руки, заложена компьютерная программа, позволяющая сюжету реализовываться по свободному сценарию. На экране — заснеженный пейзаж, где трудятся люди в ярких скафандрах и порхают бабочки. Однако, глядя на эту постапокалиптическую картину, вряд ли можно ответить на вопрос о том, как управлять будущим. Илья Федотов-Федоров учился на факультете биоинженерии, а занявшись искусством, нашел применение своим знаниям в биоарте. Его «Методы полевых испытаний» — заключенные в стекло вещества, которые, расслоившись, превратились в абстрактные пейзажи в духе Марка Ротко.

«Ментальные дрова» Алексея Мартинса напоминают ритуальные анималистические изваяния народов Севера. Сколоченные из старых досок объекты теоретически можно поджечь, устроив ритуальные костры.

Коллизией выставки, тянущей на мелодраму, можно считать участие в одном проекте бывших супругов и мировых знаменитостей Мэтью Барни и Бьорк. Исландская певица увлеклась современным искусством благодаря Барни, хотя и до него ее творчество всегда тяготело к перформансу. Драму своего расставания художники трансформировали в искусство: певица выпустила полный печали альбом Vulnicura, Барни же выплеснул свои эмоции в фильме «Вечера в древности» по мотивам романа Нормана Мейлера. Для Московской биеннале Барни создал проект, главными персонажами которого стали волки, чьи мистические символы и силуэты появляются в рисунках. Но главное — это новый перформанс, который пройдет в декорациях инсталляции, созданной из природных материалов: на работах Барни появятся отпечатки рук танцоров-перформансистов.

Еще одна звезда основного проекта — датско-исландский художник Олафур Элиассон. Его умопомрачительные сенсорные инсталляции кажутся созданными из тумана, радуги и пара, а зритель оказывается интегрирован в это пространство, буквально погружаясь в него всеми своими органами чувств. В Москву Элиассон привезет три новые работы из серии «Космос резонирует от нашего присутствия».

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+