Джозетта Фиорони — одна из главных фигур в группе художников 1960-х, которых принято считать итальянскими мастерами поп-арта. Но в названии ее московской выставки фигурирует не поп-арт, а Рим 1960-х. Почему?
Да, на Венецианской биеннале 1964 года, ставшей триумфом американского поп-арта, в итальянском павильоне показали римских художников группы «Школа пьяцца дель Пополо», считавшихся итальянскими представителями поп-арта: это Франко Анджели, Пино Паскали, Марио Скифано, Тано Феста, Джозетта Фиорони и другие. Но поп-арта в его традиционном понимании в Италии не было. Конечно, в иконографии, стилистике работ художников этой группы было много от американского поп-арта, но и больше, чем у американцев, рефлексии на тему отношения к послевоенному обществу с его бумом потребления — не говоря уже о том, что за спиной итальянцев стояла и большая культурная традиция. А почему именно Рим здесь важен, тоже объяснимо: после войны он стал средоточием интеллектуальной и художественной жизни, которая концентрировалась вокруг римской галереи «Тартаруга». Ее хозяин Плинио де Мартис первым в Италии стал выставлять Виллема де Кунинга, Роберта Раушенберга, Марка Ротко, Сая Твомбли, Ива Кляйна, а также молодых итальянцев, таких уже неоспоримых сегодня величин, как Марио Скифано, Энрико Кастеллани, Пьеро Мандзони, Яннис Кунеллис. Там же в 1961 году состоялась первая персональная выставка Фиорони, а в 1968-м был показан ее имевший большой успех перформанс La Spia ottica («Оптический шпионаж»), где любой желающий мог наблюдать в глазок за действиями молодой женщины в интимном пространстве ее спальни.
И все-таки, почему для знакомства московского зрителя с этим направлением в итальянском искусстве 1960-х вы остановили свой выбор на Фиорони?
Джозетта Фиорони — знаковая для своего времени фигура с узнаваемым стилем и собственным мироощущением, к тому же единственная женщина в группе римских представителей поп-арта. Она создала свою эстетику, отличную от традиционного поп-арта, серебристо-монохромную с эффектом спонтанности. И логично, что интерес к ее творчеству не только не угасает, но и продолжает неуклонно расти как в Италии, так и в мире. В прошлом году в Коллекции Пегги Гуггенхайм в Венеции прошла очень хорошая выставка итальянского искусства 1960-х, где были работы и Фиорони. В мае ее перформанс 1974 года в римском Палаццо делле Эспозициони вновь показали на арт-ярмарке Frieze в Нью-Йорке. Его включил в свой проект для Фонда Prada в Милане и наш современник Франческо Веццоли.
Перформанс Фиорони можно увидеть на московской выставке?
Да, он будет проходить два раза в неделю, по выходным дням, а роль ее героини там играет итальянская актриса Ирене Мускара. Если же говорить о выставке в целом, то ее кураторы Марко Менегуццо и Пьеро Машитти отобрали для показа в Москве более 50 работ, главным образом из самой знаменитой серии Argenti 1960-х годов с идеограммами из лиц, пейзажей и фигур, преимущественно женских, нанесенных на холст промышленной алюминиевой краской. Именно они принесли художнице мировую известность после показа на той исторической биеннале в Венеции в 1964 году.
В последнее время интерес к творчеству художников-женщин переживает настоящий бум. В крупнейших музеях одна за другой проходят их ретроспективы. Объясняется ли выбор Фиорони отчасти и тем, что она работает с женской темой?
Женская тема действительно центральная в творчестве Фиорони, но ее никогда не привлекал феминизм как таковой, вторая волна которого пришлась именно на 1960-е. Художница не раз подчеркивала это. Куда больше ее интересовал сентиментальный, меняющийся внутренний мир современной женщины. Ее образы — это своего рода рефлексия, попытка понять себя и через себя показать этот скрытый от посторонних глаз женский мир. Об этом и уже упомянутый перформанс Фиорони, который на московской выставке получил название «Оптический глазок». Чтобы понять женщину, посетителям предлагается заглянуть через щелку в интимный мир ее спальни — порою у тайного наблюдателя может возникнуть чувство неловкости.
Какие еще выставки при поддержке Института итальянской культуры в Москве ждать в ближайшее время?
Как и выставка Фиорони, в рамках параллельной программы Московской биеннале в музее-заповеднике «Архангельское» 19 сентября откроется выставка известной миланской художницы Кьяры Динис, двух ее монументальных инсталляций. А в Мультимедиа Арт Музее, где мы уже успели в этом году показать работы фотографа Элизабетты Каталано, а в 2016-м — итальянского минималиста Пино Пинелли, в середине сентября откроется выставка классика итальянской фотографии Марио Джакомелли — 120 снимков, тоже в рамках Московской биеннале.
И напоследок традиционный вопрос: собирается ли Институт итальянской культуры и дальше знакомить московского зрителя с итальянским искусством ХХ века и современным художниками?
Да, несомненно. К концу следующего года вместе с Музеем современной истории России мы готовим большую ретроспективу практически неизвестного российской публике Антонио Лигабуэ, замечательного художника-самоучки, работавшего в первой половине ХХ века, его называют итальянским Ван Гогом. А с Московским музеем современного искусства мы готовим ретроспективу Альберто Бурри, сопоставимую по масштабу с той, что прошла в МоМА в Нью-Йорке. Еще в планах показ итальянского искусства 1930-х годов, тоже практически белой страницы для российской публики. Над ней уже два года мы ведем активную работу с куратором из Турина Джорджиной Бартолино.