The Art Newspaper Russia представляет новый рейтинг — 100 персон, обладающих наибольшим влиянием в российском мире искусства. Разумеется, в отличие от рейтингов богатства, где вес участника можно точно измерить в денежном выражении, влиятельность — это понятие субъективное. И потому к нашему рейтингу в большей мере применим олимпийский принцип «главное — не победа, а участие».
Первое, на что надо обратить внимание, — в рейтинге присутствуют госслужащие, ответственные за культурную сферу, музейщики, аукционисты, галеристы, коллекционеры, кураторы, искусствоведы, но отсутствуют художники и скульпторы*. Мы ни в коей мере не хотим сказать, что они не влияют на мир искусства. Просто их влияние следует оценивать не только с этих позиций. Эпитеты «талантливый», «популярный», «модный», «известный» к слову «художник» звучат нормально, а сочетание «влиятельный художник» — немного странно, согласитесь.
В рейтинг были включены не только граждане России, не только жители России. Критерием отбора была причастность, а не паспорт.
Потом, влиятельность, как уже было сказано, — это понятие субъективное. Поэтому при составлении рейтинга мы приложили все силы, чтобы привести к единому знаменателю множество субъективных мнений. Первоначально был составлен лонг-лист участников художественной жизни — по нашим публикациям и публикациям других печатных и сетевых СМИ. Одной из составляющих общего балла была упоминаемость. Забегая вперед, заметим, что итоговый результат часто отличался от нее очень сильно. Самыми популярными в СМИ, особенно среди неспециализированных, оказывались далеко не те, кто в конечном итоге возглавил наш рейтинг.
Далее лонг-лист был разослан экспертам, представляющим все специальности, играющие первые роли в данной сфере. Во избежание конфликта интересов каждый эксперт не мог оценивать своих коллег по цеху. Галеристы не голосовали за галеристов, коллекционеры — за коллекционеров, музейные деятели — за музейных деятелей. Влиятельность всех фигурантов эксперты могли оценить по 5-балльной шкале, где «5» — очень большое влияние, а «1» — скорее участие в рынке, чем влияние. Любой эксперт также имел право не ставить кому-то оценку вообще (или поставить «0») и добавить кандидатуры от себя. Из добавлен ных кандидатур был составлен дополнительный список, также вынесенный на голосование. Кроме экспертов со стороны, голосование было проведено среди сотрудников редакции TANR. Надо отметить, получив результаты голосования, мы увидели, насколько широко в сфере искусства распространен плюрализм. Некоторые фигуранты рейтинга получили все возможные оценки — от «1» до «5». Одна персона, не попавшая в итоговую сотню, была оценена всеми экспертами, кроме одного, на «1», а этим одним — на «4».
После подсчета итогов мы оставили в списке 100 персон, ранжировав их в соответствии с полученным баллом. Эти баллы мы приняли решение не публиковать, опять же в целях борьбы с субъективностью. К тому же, в отличие от упомянутых рейтингов богатства, показатель, например, 4,125 балла в отношении влиятельности не имеет особого смысла. Как и различие между влиятельностью двух персон в 0,1 балла. Много это, мало, может быть, просто так называемая статистическая погрешность? Смысл имеет попадание конкретной персоны в рейтинг вообще, в первую двадцатку, в первую десятку.
Неоднократно получалось, что какую-либо персону все эксперты оценили одинаково. В таких случаях одно место в рейтинге делили несколько человек.
А теперь перейдем на личности.
1 Ольга Свиблова
Директор Мультимедиа Арт Музея, Москва
В 2013 году, поздравляя Ольгу Свиблову с юбилеем, многие СМИ не глядя списали Ольге Львовне десять лет: ну еще бы, столько энергии! Кинорежиссер и сценарист, куратор более 500 художественных выставок в России и за рубежом, автор свыше 200 статей по теории и практике искусства, академик Российской академии художеств, «и герой, и мореплаватель, и плотник» — этот список всегда можно продолжить, и Свиблова ежегодно вписывает в него несколько новых строк. В 2013 году копилка наград пополнилась премией культурного фонда Montblanc, которая присуждается меценатам и покровителям искусства; а в Мультимедиа Арт Музее прошла уже восьмая биеннале «Мода и стиль в фотографии» — прошла, как обычно, успешно. Экспозиция дома Dior и мастер-класс одного из его ведущих фотографов Патрика Демаршелье были одним из центральных событий (вспоминается, что когда-то «Мода и стиль» была лишь сюжетом, одним из на самой-самой первой фотобиеннале Свибловой и новенького формата для ее активности под названием «Московский дом фотографии»). Проект «Фотоархивация российской истории», когда будет реализован, сделает из Свибловой не только главного по фотографии сейчас, но и главного по фотографии в веках. Не обошла Свиблову и интрига: ей предложили занять вакантный пост арт-директора музея PERMM, освободившийся после Марата Гельмана. Общественность восприняла новость двояко: с одной стороны, после Гельмана о новой «культурной столице» можно либо навсегда забыть, либо действительно назначить там начальником вторую Свиблову, потому что одной, при всей ее расторопности, не хватит. С другой стороны, у Свибловой репутация сумасшедшей, это любой подтвердит, а может, если что, и она сама на деле доказать — и вот как будто тот самый случай. Но тогда что с Москвой? (Не упадет, понятно, но все-таки.)
2 Сергей Капков
Министр правительства Москвы, руководитель Департамента культуры города Москвы
Секрет успеха Сергея Капкова кажется очень простым: все проекты под его началом — для людей. На первый взгляд это банальность, однако в жанре «для людей», как выяснилось, ничего подобного у нас не создавалось; люди у нас — это «аудитория», «посетители», «электорат» или «референтная группа». Минуя процесс адаптации к российской ментальности, что при другом руководителе растянулся бы на годы, Капков просто перенес лучшие мировые социально-культурные проекты в Москву и представил их жителям столицы как осознанную необходимость. Оттого и первый вопрос, возникший в культурной среде после опубликованной рядом СМИ в сентябре 2013 года новости о его отставке, был не «кто будет?», а «что будет?». Сергей Капков остался в должности. И в минувшем году поставил очередные рекорды, явив качественные городские проекты — от «Ночи музеев», которая стала самой масштабной в Европе, собрав более 1,2 млн человек, до предновогодней истории «Лучший город зимы». Ну а самым волевым поступком Сергея Александровича — хоть, может, не самым благовидным в глазах общественности, — стал запрет показа спектакля Pussy Riot: A Punk Prayer в московском «Гоголь-центре». Что ни говорите, а выступить против вождя мирового театралиата Кирилла Серебренникова и самой известной миру арт-панкгруппы вряд ли рискнул бы хоть кто-нибудь еще из нашей «первой десятки».
3 Михаил Пиотровский
Директор Государственного Эрмитажа
В апреле 2013 года Михаил Пиотровский решительно выступил против предложения Ирины Антоновой передать часть собрания Эрмитажа в Москву — и сделал это в прямом эфире, во время телемоста с Владимиром Путиным, что слышала вся страна. Позиция директора Эрмитажа сразу снискала уважение, а когда он отстоял право художественных ценностей остаться в Санкт-Петербурге — и восхищение. На фоне этого даже грандиозное открытие Главного штаба, эрмитажной новой площадки, чье освоение станет главной частью программы к 250-летию музея, отошло как бы на второй план. (Тем не менее: в России появилась еще одна площадка топ-уровня для экспонирования современного искусства, в связи с чем пошли слухи о закупке работ художников ХХ века в постоянную коллекцию.) Из последних достижений Пиотровского: в декабре было принято решение о передаче Государственному Эрмитажу еще одного здания, Биржи на стрелке Васильевского острова, и он сразу же предложил проводить там международный юридический форум. Дивиденды очевидны: ввиду актуализировавшегося вопроса реституций сейчас директору любого крупного музея, не только у нас, понадобится хорошая юридическая поддержка, а она теперь у Михаила Борисовича станет международной.
4 Марина Лошак
Директор ГМИИ им. А. С. Пушкина
В одном лице искусствовед, куратор и эффективный менеджер, Марина Лошак переходила на должность директора Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, будучи успешным музейным функционером, энергичным и инициативным арт-директором Музейно-выставочного объединения «Столица», то есть Манежа и еще нескольких залов (сумевшим для начала убедить главу Департамента культуры Москвы Сергея Капкова в целесообразности создания такой структурной единицы). Наблюдая за работой Лошак в Манеже, надо думать, властные люди окончательно утвердились во мнении, что этот человек, как никто другой, способен удержать музей после ухода Ирины Александровны Антоновой. И сделали соответствующий выбор. Однако в самый момент назначения Марины Лошак на должность главным героем была не она: заголовки 1 июля 2013 года сообщали только, что «уволена Ирина Антонова». Медийная активность нового директора началась позже — и кое в чем, как выясняется, Марина Девовна вполне преуспела. В качестве главного из таких невидимых миру достижений нового директора назовем конец эпопеи с Норманом Фостером и его проектом реконструкции музея, предполагавшим накрыть стеклянным колпаком целый квартал. Отказ от услуг звездного архитектора приблизил реальность реконструкции музея — и подтвердил умение Марины Лошак говорить «нет», важнейшее качество руководителя.
5 Иосиф Бакштейн
Комиссар Московской биеннале современного искусства
Думаете, когда столица не принимает Московскую биеннале, рейтинг Иосифа Марковича снижается? Ничуть — становится еще выше! Хотя, казалось бы, куда уж выше: в иерархии российского современного искусства у него ранг и так практически небожителя, чудотворца. В Словаре московского концептуализма приводилась такая «бакштейн-функция» — «универсальный оператор актуальности», другими словами, как Бакштейн скажет, так оно и будет. В 2013 году основной проект 5-й Московской биеннале впервые прошел в самом крупном выставочном пространстве страны — Центральном выставочном зале «Манеж»; параллельная программа заняла площадки от Третьяковской галереи и Центра современной культуры «Гараж» до атомного ледокола «Ленин» в мурманском порту. Ну а что касается Института проблем современного искусства, основателем и директором которого является один из самых опытных российских кураторов Иосиф Бакштейн, то институт выпустил очередную партию молодых художников и провел новый набор. И это лишь малая часть того, что хочется сказать о Бакштейне; а все достоинства Бакштейна — тайна вообще. Лысина кандидата философских наук и его рюкзачок настолько кажутся константой в столичной тусовке и СМИ, что основная жизнь в Лондоне остается для широкой общественности загадкой: его присутствие как в Москве, так и в первой десятке рейтинга кажется постоянным. И неизбежным.
6 Дмитрий Ханкин
Галерист, галерея «Триумф»
«Арт-рынок — это я», — сказал раз Дмитрий Ханкин, и ему трудно возразить: во-первых, он успешный галерист, во-вторых, бывший боксер. Одним из первых пресс-секретарей Владимира Жириновского был именно Ханкин. В калейдоскопе выставок, направлений и имен, фигурирующих в связи с галереей «Триумф» (которой Ханкин руководит совместно с Емельяном Захаровым и Рафаэлем Филиновым), не сразу заметишь: ага, вот собственно художник галереи — в том смысле, в каком мы говорим «художник галереи», судя о вкусах галериста. Галерист успевает сделать музейную выставку для генерала отечественного современного искусства (Дмитрий Гутов в ММОМА), показать у себя в галерее генерала другого (Александр Бродский), договориться о визите третьего, иностранного... нет, даже генералиссимуса (Бэнкси), взять под крыло еще одного-двух молодых лю дей из числа перспективных и договориться с главным выставочным залом сделать для них цикл выставок (Большие надежды в Манеже совместно с «МедиаАртЛаб»), даже начать делать, пока наблюдатель все будет решать, какое такое искусство именно представляет на отечественной сцене галерея «Триумф». В свободное время Дмитрий Ханкин пишет статьи от имени колумнистки Китти Оболенской — еще один аргумент в пользу галериста, обидеть которого с недавних пор означает развязать информационную войну. А галериста обидеть может всякий.
7-8 Марат Гельман
Галерист («Культурный альянс»), ранее директор музея PERMM
Вот как умеют только настоящие политики: увольнение Марата Гельмана в июне 2013 года с поста директора Музея современного искусства PERMM в Перми лишь добавило ему очков в персональный рейтинг. Проверка целесообразности траты 250 млн руб. на фестиваль современного искусства «Белые ночи в Перми», инициированная новым главой края, привела к расторжению контракта, но этим все и закончилось. А посещаемость фестиваля (более 1 млн человек), чего за несколько лет добился Гельман, была оценена губернатором Басаргиным и вовсе положительно — так что последнему пришлось выражаться как-то неопределенно насчет «всего того хорошего, что дал краю и городу фестиваль» и что «должно быть сохранено в будущем». Высвободившееся время культуртрегер и политтехнолог потратил на активность в социальных сетях; вести о перемене в личной жизни собрали еще воз и маленькую тележку лайков. Но, видимо, чего-то Гельману не хватало. И он объявил о возвращении к галеристской деятельности. Галерист, даже московский, — это, конечно, не главный баламут, хоть и в масштабах Перми. По очкам сегодня он делит строчку с Дарьей Жуковой, но где мы увидим Марата Гельмана через год? Как это скажется на его рейтинге в следующем году? Да наверняка придумает что-нибудь!
7-8 Дарья Жукова
Коллекционер, основатель Центра современной культуры «Гараж»
В апреле 2013 года Дарья Жукова запустила российскую версию международного журнала Garage, созданного на пересечении современного искусства и моды; помимо собственно издания журнала, этот шаг должен был поддержать и упрочить бренд одноименного центра современного искусства, немного затерявшегося в тени мощнейшего бренда Парка Горького, куда «Гараж» переехал годом ранее. «Гараж» открыл там павильон по проекту Шигеру Бана, первый в России образец международной архитектуры в этом жанре. Онлайн-проект Artsy, совладелицей которого является Жукова, в минувшем году вышел на новый уровень, приняв участие в 17 ярмарках современного искусства, включая Art Basel (в Базеле, Гонконге и Майами), а британский ArtReview поставил Жукову на 86-е место в рейтинге самых влиятельных лиц мира искусства (единственный представитель России). Был еще глупейший скандал, небольшой, но препротивнейший, на ровном месте, с выяснением, является ли проявлением расизма усесться перед фотографом в кресло, что имеет вид чернокожей жрицы любви. Скандальчик случился уже в этом году и по правилам может быть учтен лишь при составлении следующего рейтинга, но посмотришь на цифры, общие с Гельманом очки в рейтинге (из-за каких-то, вероятно, недобранных баллов), и призадумаешься: а не сыграл ли свою роль скандальчик уже сейчас, осадочек не остался ли?
9 Василий Церетели
Директор Московского музея современного искусства
Молодой, амбициозный, коммуникабельный, с зарубежным образованием и опытом жизни, c российской бизнес-хваткой и семейной и властной протекцией (что тоже очень как-то по-российски) — короче говоря, понятно, почему исполнительный директор Московскогому Василий Церетели в последние годы неизменно пребывает в верхней части рейтингов, подобных нашему. Еще лет десять назад, помнится, были очень популярны разговоры о том, когда же в Москве появится музей современного искусства и каким он будет, а потом разговоры потихоньку заглохли, потому что выяснилось, что музей современного искусства в Москве уже есть, а со временем это стало очевидно всем. В этом — почерк. Пусть звезды с неба хватать и не в натуре исполнительного директора ММОМА, но он из года в год успешно реализует программу развития, повышая рейтинг и посещаемость музея, бомбя публику выставками и выставочными программами, как-то ухитряясь притом участвовать практически во всех комиссиях, заседаниях и жюри по любому профильному поводу. Фактически идеальный музейный топ-менеджер — в музее, где коллектив очищен от старой гвардии и работает молодая команда, за год реализующая около 80 выставочных проектов на своих четырех площадках.
10 Елена Селина
Галерист, куратор, галерея XL и XL Projects
Трансформация активности одного из лучших российских галеристов приняла в итоге не столь катастрофические формы, как это представлялось весной 2012 года, когда Елена Селина, вместе с Маратом Гельманом и Айдан Салаховой, объявила о смене курса. Теперь ясно, что новый, негалерейный формат и декларируемое снижение прежней, чисто галерейной предприимчивости никак не повлияли на позицию создательницы бренда XL. С галереей понятно: она давно превратилась в «статусную» шоу-рум, а основной актив в виде доверия клиентов и любви художников создается и хранится только благодаря личности галериста. «А я больше всего на свете люблю делать выставки», — говорит Селина, которая наконец избавилась от непрестанных упреков, почему это она делает выставки кому угодно, а не у себя в галерее (и наоборот, только у себя в галерее, а не где-нибудь еще), и с особенным азартом занялась любимым делом. Самые запоминающиеся выставки параллельной программы 5-й Московской биеннале современного искусства были придуманы и реализованы именно Селиной: двухсерийная ностальгическая Реконструкция в Фонде культуры «Екатерина», восстановившая некоторые запомнившиеся галерейные проекты ушедшей эпохи 1990-х, а также Невесомость в выставочном центре «Рабочий и колхозница», где поднимался вечный вопрос о зависимости художника от внешних и внутренних факторов в процессе творчества.
11 Роман Абрамович
Основатель Центра современной культуры «Гараж» и коллекционер, которому приписывают
самые громкие покупки, в 2013 году приобрел собрание работ Ильи Кабакова. Все ждут, когда же будет закончено новое здание «Гаража» по проекту Рема Колхаса и реконструкция Новой Голландии в Петербурге, за которую взялся меценат.
12 Стелла Кесаева
Основательнице Stella Art Foundation и коллекционеру скоро предстоит в третий раз проявить себя на посту комиссара российского павильона на Венецианской биеннале. Прошлогодний Золотой дождь Вадима Захарова, эффектная и дорогостоящая инсталляция в нашем павильоне, пожалуй, лучший символ деятельности этой дамы.
13 Владимир Мединский
2013-й был для министра культуры годом остроумных замечаний вроде «еще не квадратик» (про работу Мондриана до неопластицизма) или что современное искусство — «голый король». Министр явно увлечен историческим прошлым, но это не помешало ему решиться на новацию — объявить 2014-й Годом культуры в России.
14 Зельфира Трегулова
Покинуть Музеи Кремля Зельфира Трегулова могла только ради такого поста, как генеральный директор РОСИЗО — ключевой государственной организации в международной выставочной деятельности. В качестве ее дебюта на новом месте можно рассматривать грядущую выставку советского классика Виктора Попкова в Лондоне.
15 Владимир Овчаренко
В 2013 году владелец галереи «Риджина» основал аукционный дом Vladey — первый в России
специализирующийся на современном русском искусстве. На первых же торгах общая сумма продаж превысила €500 тыс. До этого ни один российский аукцион современного искусства, даже благотворительный, столько не собирал.
16 Екатерина и Владимир Семенихины
Хотя чета Семенихиных появляется в Москве нечасто, выставочный зал их Фонда культуры «Екатерина» стал площадкой для едва ли не самого обсуждаемого проекта 2013 года — ностальгической выставки Реконструкция. Московское искусство 1990-х. Вторую часть выставки московская арт-тусовка восприняла особенно воодушевленно.
17 Шалва Бреус
После внезапного закрытия журнала «Артхроника», рупора радикального российского искусства, внимание главы одноименного фонда отдано устройству музея соц-арта в московском кинотеатре «Ударник». Памятник конструктивизма активно обживают номинанты и лауреаты основанной Шалвой Бреусом Премии Кандинского.
18 Екатерина Деготь
Самый радикальный членкор Академии художеств, преподаватель московской Школы Родченко показала вместе с Давидом Риффом новые кураторские подходы на первой Триеннале современного искусства в норвежском Бергене. А в конце сезона удивила московскую публику суперконцептуальной ретроспективой Юрия Альберта.
19 Инна Баженова
Коллекционер западноевропейской живописи и издатель газеты The Art Newspaper Russia, входящей в самую влиятельную международную сеть арт-изданий. Учрежденная в прошлом году одноименная с газетой ежегодная премия была с энтузиазмом встречена арт-сообществом.
20 Михаил Каменский
Харизматичный директор представительства Sotheby’s в России и СНГ не зря старается. Картины Роберта Фалька и Петра Кончаловского, которые должны были появиться на аукционе русского искусства в Лондоне, были куплены частным порядком еще до торгов за суммы, многократно превышающие эстимейты.
21 Ирина Антонова
Ирина Александровна создала мировую сенсацию, уйдя с поста директора ГМИИ им. А. С. Пушкина, который она занимала рекордные полвека. А напоследок предложила воссоздать в Москве Музей нового западного искусства, посягнув на коллекцию модернистов Эрмитажа, и почти вызвала войну двух столиц. Вот что значит авторитет!
22 Михаил Швыдкой
Экс-министр культуры, директор Театра мюзикла в Москве. Сохраняет влияние и на посту специального представителя президента РФ по международному сотрудничеству. Говорят, Марина Лошак стала директором ГМИИ им. А. С. Пушкина не без поддержки своего старого друга, хорошо понимающего законы мюзикла.
23 Алина Сапрыкина
Новый директор Музея Москвы взялась превратить сонное царство в место силы. На территории Провиантских складов, где располагается музей, был открыт Центр документального кино, кованые ворота распахнулись перед современными художниками, и началась реконструкция корпусов памятника русского классицизма.
24 Антон Белов
Под началом директора Антона Белова «Гараж» превратился не только в один из главных аттракционов Парка Горького, но и в ведущий просветительский арт-центр, чему способствовали яркая конференция по перформансу, многочисленные лекции на любой вкус, издательская программа, а также открытие научной библиотеки.
25 Борис Гройс
Преподавая в Европе и США, в России известный философ искусства появляется в основном в «теоретическом» виде. Так, осенью 2013 года увидела свет уже третья публикация классического текста Гройса Стиль Сталин. Его редкого живого появления не стоит пропускать. После его лекций всем все становится понятно.
26 Дмитрий Аксенов
В июне 2013 года Дмитрий Аксенов стал единственным владельцем венской ярмарки современного искусства Viennafair. Ярмарка пытается всячески заявить о себе как о событии многозначном и общественном. Отсюда публичные лекции, коллекционерские рауты. Впрочем, и насущными результатами участники вполне довольны.
27 Василий Бычков
Директор Центрального дома художника (ЦДХ) в Москве и глава компании «Экспопарк. Выставочные проекты» остается бессменным российским лидером в проведении художественных ярмарок, в том числе таких популярных, как «Арт Москва» и Российский антикварный салон.
28 Вячеслав Моше Кантор
Собиратель всего «очень русского, очень еврейского и очень выдающегося» в декабре 2013 года презентовал в ГМИИ им. А. С. Пушкина коллекцию своего музея MAGMA. Экспонатов с громким именем было немало. Чего стоит один только Жук Кабакова — самое дорогое произведение современного российского художника.
29 Ирина Лебедева
Директор Третьяковки хотела привлечь больше публики в здание галереи на Крымском Валу с искусством XX века. Выставка «амазонки русского авангарда» Наталии Гончаровой была очень успешна. Старое здание галереи тоже ждут изменения: был утвержден авангардный проект нового фасада, выходящего на Болотную.
30 Наталия Сиповская
Доктор искусствоведения, создательница альманаха «Пинакотека» после громкого конфликта заняла пост директора Государственного института искусствознания. Уже в апреле были повышены зарплаты сотрудникам, и есть все шансы, что издание 22-томной Истории русского искусства будет доведено до победного конца.
31 Дмитрий Озерков
Заведующий сектором современного искусства Эрмитажа стал вторым лицом музея. Светская активность энергичного красавца идет на пользу музею, меняющему имидж национальной сокровищницы на открытый новациям музей. Это летом 2014 года должна доказать европейская биеннале Manifesta, которая пройдет в Эрмитаже.
32 Виктор Мизиано
2013 год начался для авторитетного куратора с остроумного предложения давать деньги худшему художнику, а лучшего награждать поцелуем прекрасной дамы. Осенью создатель и бессменный редактор «Художественного журнала» отметил 20-летие главного русскоязычного теоретического издания, посвященного искусству.
33 Владимир Потанин
О щедрости члена Попечительского совета Эрмитажа, учредителя Благотворительного фонда Владимира Потанина давно знают и провинциальные российские музеи: в 2013-м 20-летие ометил созданный им грантовый конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире».
34 Николай Молок
Директор по развитию некоммерческого фонда Stella Art Foundation, поддерживающего российский павильон на Венецианской биеннале, подтвердил свое академическое реноме историка искусства, выпустив под своей редакцией солидный труд Российские художники на Венецианской биеннале.
1913–2013.
35 Михаил Миндлин
Гендиректор Государственного центра современного искусства проявил немало энтузиазма, чтобы отстоять свое детище — проект нового здания центра. Возводить его на Ходынском поле будет ирландское бюро Heneghan Peng Architects. А пока конкурс-премия «Инновация», проводимая ГЦСИ, ютится по съемным залам.
36 Михаил Прохоров
Основатель благотворительного Фонда Михаила Прохорова делегировал своей сестре Ирине Прохоровой полномочия по поддержке культуры регионов России. Участие в политической кампании брата, слава богу, не отвлекло ее от культурных проектов, в числе крупнейших из которых — музейная биеннале в Красноярске.
37 Ирина Коробьина
Директор Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева предложила смелый план туристического развития центра Москвы, объединенный маршрутом по памятникам архитектуры. Пока эта идея осмысляется, музей получил разрешение и средства на восстановление памятника советского авангарда — дома Константина Мельникова.
38 Андрей Филатов
Основатель Арт-фонда семьи Филатовых, громко заявившего о своей миссии — покупке и популяризации советской живописи. Намеченные на 2014 год международные гастроли (Венеция, Лондон) выставки советского классика Виктора Попкова, организованной совместно с РОСИЗО, должны стать первым шагом на этом пути.
39 Петр Авен
Председатель совета директоров банковской группы «Альфа-банк», владелец самого значительного собрания русского искусства конца XIX — начала XX века, не предпринимая громких публичных акций, остается негласным, но непререкаемым авторитетом среди российских коллекционеров.
40 Владимир Гусев
Директор Русского музея проводит популистскую политику, благодаря которой в 2013 году его музей отличился выставкой картин голливудской звезды Сильвестра Сталлоне. На этом фоне решение о строительстве совместного с Этнографическим музеем фондохранилища осталось почти незамеченным.
41 Екатерина Мак-Дугалл
Основательница, cовладелица и директор британского аукционного дома MacDougall’s, специализирующегося на русском искусстве, помимо успешных продаж, поразила воображение профессиональной публики детективом собственного сочинения Бриг «Меркурий», темпераментно повествующем о тайнах аукционного дела.
42 Андрей Толстой
Доктор искусствоведения, член президиума Российской академии художеств (РАХ), директор Научно-иссл. института теории и истории изобразительных искусств РАХ, специалист по русской живописи XX века, ранее замдиректора ГМИИ им. А. С. Пушкина, куратор первой в Москве большой персональной выставки М. К. Эшера.
43 Игорь Цуканов
Основатель базирующегося в Лондоне фонда Tzukanov Family Foundation и коллекционер второго русского авангарда 1960–1970-х годов заключил на несколько лет партнерское соглашение об организации выставок с лондонской галереей Чарльза Саатчи. Первую выставку Постпоп-арт с участием русских обещают уже этой осенью.
44 Софья Троценко
Для основательницы Центра современного искусства «Винзавод» год был непростым: главную московскую галерейную площадку сотрясали скандалы, инициированные одним из арендаторов, Маратом Гельманом. «Винзавод» устоял, Гельман не съехал, а Софья объявила о новом некоммерческом проекте — философской школе.
45 Виктор Вексельберг
Владелец самой значительной частной коллекции ювелирных изделий фирмы Карла Фаберже,
создатель и глава Попечительского совета Благотворительного культурно-исторического фонда «Связь времен» наконец открыл в СанктПетербурге свой Музей Фаберже, расположенный в отреставрированном дворце.
46 Александр Мамут
Владелец сети книжных магазинов в Лондоне, сооснователь московского Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», в 2013 году был одним из инициаторов международного конкурса на создание архитектурной концепции нового здания Государственного центра современного искусства в Москве.
47 Юрий Аввакумов
«Бумажный» архитектор и куратор сегодня один из ведущих российских экспозиционеров. Его подача наследия Павла Корина на выставке в Третьяковке произвела сильное впечатление: на первый план был выставлен нетронутый гигантский холст. Есть все основания полагать, что и другие музеи будут пользоваться услугами Юрия.
48 Мария Байбакова
It girl, то есть образец для подражания для молодых и состоятельных любительниц искусства, Мария Байбакова запомнилась своей галереей Baybakov Art Projects. В прошлом году она появилась в Москве уже в новом качестве — стратегического директора сайта Artspace, онлайн-платформы по продаже современного искусства.
49 Марина Ситнина
Вице-президент Газпромбанка и генеральный директор компании «Арт Финанс» управляет корпоративной коллекцией банка, включающей российское искусство 1990–2000-х годов. Прошлым летом выставка из коллекции Dreaming Russia была с успехом показана в венском музее Альбертина.
50 Тереза Мавика
Обаятельная итальянка много способствует утверждению русского искусства на международной сцене. Например, в качестве арт-директора фонда Леонида Михельсона «Виктория — искусство быть современным». Фонд провел в Венеции выставку Павла Альтхамера и Анатолия Осмоловского Схождение параллелей.
51 Зураб Церетели, президент Российской академии художеств
52 Николай Палажченко, куратор, член совета фонда «Винзавод»
53 Анна Свергун, директор пиар-агентства Art PR
54 Алиса Прудникова, директор Уральского филиала Государственного центра современного искусства, ответственный секретарь Попечительского совета Государственного центра современного искусства, председатель правления фонда «Новое искусство» (Екатеринбург)
55 Андрей Сарабьянов, искусствовед, специалист по русскому авангарду, главный редактор недавно опубликованной первой «Энциклопедии русского авангарда»
56 Ольга Шишко, куратор, заместитель директора Музейно-выставочного объединения «Манеж», директор «МедиаАртЛаб» (Москва)
57 Николас Ильин, вице-президент компании Global Culture Asset Management Group, арт-консультант
58 Кристина Штейнбрехер-Пфандт, арт-директор ярмарки современного искусства Viennafair (Вена)
59 Лиза Савина, арт-директор AL Gallery, основатель галереи Savina (Санкт-Петербург)
60 Елена Гагарина, директор Государственного музея-заповедника «Музеи Московского Кремля»
61 Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея
62 Андрей Ерофеев, искусствовед, куратор
63 Леонид Михельсон, учредитель фонда «Виктория — искусство быть современным»
64 Гари Татинцян, владелец Gary Tatintsian Gallery
65 Екатерина Ираги, член экспертного совета ярмарки современного искусства «Арт Москва», владелец галереи Iragui (Москва)
66 Михаил Алшибая, коллекционер современного российского искусства
67 Александра Санькова, директор Московского музея дизайна
68 Владимир Толстой, советник президента РФ, экс-директор музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»
69 Александра Обухова, руководитель научного отдела Центра современной культуры «Гараж» (Москва)
70 Ярослава Бубнова, куратор, директор Института современного искусства в Софии, член правления Международного фонда Manifesta
71 Айдан Салахова, художник, член-корреспондент Российской академии художеств, преподаватель Института им. Сурикова, основательница Aidan Studio
72 Анатолий Осмоловский, художник, куратор, ректор образовательной программы и исследовательской экспериментальной площадки «Институт «База»
73 Алексей Ананьев, коллекционер советской живописи, основатель Института русского реалистического искусства (Москва)
74 Виктор Бондаренко, коллекционер православной иконы и современного российского искусства
75 Алишер Усманов, основатель фонда «Искусство, наука и спорт»
76 Екатерина Проничева, руководитель Департамента культурного наследия Министерства культуры РФ
77 Елена Тюняева, директор Парка искусств «Музеон» (Москва)
78 Леонид Бажанов, художественный руководитель Государственного центра современного искусства
79 Наталья Самойленко, бывший руководитель Департамента культурного наследия Министерства культуры РФ, директор Государственного музея-заповедника «Царицыно»
80 Георгий Никич, куратор объединения «Выставочные залы Москвы»
81 Сергей Скатерщиков, специалист в области художественного рынка, управляющий директор Skate’s Art Market Research
82 Юлия Шахновская, директор Политехнического музея
83 Антонио Джеуза, специалист по искусству новых технологий и российскому видеоарту
84 Марина Варварина, основательница музея современного искусства «Эрарта»
(Санкт-Петербург)
85 Андрей Воробьев, арт-директор Музейно- выставочного объединения «Манеж» (Москва)
86 Наталья Григорьева, основатель Фотогалереи им. братьев Люмьер (Москва)
87 Александра Шатских, исследователь русского авангарда
88 Марина Молчанова, директор галереи «Элизиум» (Москва)
89 Маргарита Пушкина, коллекционер современного русского искусства, организатор арт-ярмарки Cosmoscow
90 Алексей Левыкин, директор Государственного исторического музея
91 Кирилл Светляков, заведующий отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи
92 Наталия Курникова, основательница галереи «Наши художники» (Москва)
93 Елена Титова, директор Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства
94 Алексей Тизенгаузен, международный директор русского отдела аукционного дома Christie’s
95 Валерий Дудаков, Марина Кашуро, галеристы, коллекционеры русского искусства XX века
96 Борух Горин, председатель правления Еврейского музея и центра толерантности (Москва)
97 Юрий Тюхтин, владелец аукционного дома «Совком» (Москва)
98 Олеся Туркина, куратор, критик, ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Государственного Русского музея
99 Кристина Краснянская, арт‑директор международной арт‑галереи «Эритаж» (Москва)
100 Андрей Ковалев, арт-критик, историк современного российского искусства