18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Море изданий и короткая лоция про искусство

Новые книги об искусстве на 30-й Московской международной книжной выставке-ярмарке

Старейшая в стране книжная ярмарка вновь ожидает посетителей — уже в 30-й раз. Юбилейный форум по традиции пройдет на ВДНХ, в павильоне № 75, с 6 по 10 сентября. Издательства обещают предъявить все лучшее, что было ими выпущено в течение года, и готовятся к многочисленным презентациям, которыми насыщена программа.

Спектр новинок, предлагаемых ярмаркой, предельно широк — фактически он охватывает любые читательские запросы, от простейших до самых элитарных. И даже в более узкой части этого спектра, где умозрительно могут быть собраны книги об искусстве (на практике они рассыпаны по разным стендам), выбор все равно богат. Отметим лишь несколько изданий из числа наиболее любопытных.

Начать стоит с эпохи пусть и давней, но вызывающей неизменный интерес у сегодняшней аудитории, — с «осьмнадцатого века». В фундаментальном труде «Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова» тот век воспринят и преподнесен через оптику зодчества. Номинально альбом выполнял функцию каталога одноименной выставки, проходившей недавно в Музее архитектуры и фонде IN ARTIBUS, однако он прекрасно приспособлен и к «автономному существованию» — в качестве коллективной монографии с множеством иллюстраций. Разумеется, великий Баженов здесь самый главный герой, от которого отталкиваются и к которому так или иначе возвращаются все исследования, собранные под общей обложкой. И все же задаваемый контекст позволяет не замыкаться на фигуре одного зодчего, пусть даже гениального. Тема «русской готики» развернута авторами не только обстоятельно, но порой и непредсказуемо для читателя.

К слову, уже во времена Василия Баженова в Москве вовсю шел процесс вытеснения деревянной застройки каменными и кирпичными зданиями. Позднее он приобрел такой размах, что следов былого архитектурного уклада в городе давно уже практически не отыскать. Вернее, так кажется на поверхностный взгляд. Если не развеять, то скорректировать это ощущение призвана книга Владимира Резвина «Москва деревянная: что осталось». Между прочим, осталось не так уж и мало, надо лишь знать, где искать. Дом Палибина на Плющихе, усадьба Хрущовых-Селезневых на Пречистенке, усадьба Шаляпина на Новинском бульваре — это лишь верхний «культурный слой», самый заметный и узнаваемый. Автор рассказывает и о других деревянных памятниках, куда реже попадающихся на глаза торопливым горожанам и туристам с глянцевыми гидами в карманах. Спешите видеть, пока кое-что еще цело и невредимо.

Вот и от деревянного Витебска, где провел детство Марк Шагал, осталось лишь несколько сиротливых фрагментов. Теперь тот исчезнувший город живет главным образом в легенде, созданной его прославленным уроженцем. Легендам же в силу самого жанра полагается быть не совсем достоверными. Белорусский писатель Виктор Мартинович наверняка не ставил себе целью разрушать персональный миф художника, но его внимание привлек ряд мистификаций и белых пятен в биографии всемирно известного соотечественника. Книга Мартиновича «Родина. Марк Шагал в Витебске» — скорее, интригующее исследование, чем привычное жизнеописание, однако автор не спешит следовать домыслам и фантазиям просто ради сенсации. Основательность биографических изысканий удачно сочетается здесь еще и с хорошим литературным, почти «романным», языком.

Анализ творчества и трактовка событий — прерогатива искусствоведов и прочих исследователей, зато у художника всегда остается неизменное право высказываться от первого лица. Причем не обязательно лишь в визуальной форме: многие были наделены и литературным даром. Очередным подтверждением тому служит публикация путевых дневников знаменитого неоклассициста Александра Яковлева (кстати, ровесника Марка Шагала), покинувшего Россию в 1917 году и скончавшегося в Париже в 1938-м. Дневники эти датируются серединой 1920-х, когда Яковлев, всегда склонный к экзотическим путешествиям, участвовал в автомобильной экспедиции по Африке — так называемом «Черном рейде» под эгидой компании «Ситроен». Персональная выставка 1926 года, где художник показал больше 200 своих африканских работ, произвела во Франции настоящий фурор. Нынешняя книга издательства «Искусство-XXI век» знакомит с авторскими хрониками того легендарного автопробега — зарисовками, фотографиями и, что немаловажно, дневниковыми записями, чрезвычайно емкими и выразительными. Эти материалы, хранящиеся в недрах РГАЛИ, обнародованы впервые.

В пору парижского триумфа Александра Яковлева искусство заокеанское, «сделанное в США», считалось провинциальным и во многом подражательным, а спустя всего четверть века оно уже претендовало на лидирующие позиции в глобальном масштабе. Откуда вырос феномен американского абстрактного экспрессионизма, каким образом государство повлияло на рынок послевоенного искусства и политику музеев, как справлялись (или не справлялись) с обрушившейся на них славой еще недавно маргинальные художники вроде Джексона Поллока, Виллема де Кунинга, Марка Ротко — обо всем этом (увлекательно и в лицах) рассказывает книга «Нью-Йоркская школа и культура ее времени». Книга далеко не новая: она была написана в 1972 году искусствоведом Дори Эштон — свидетельницей и «соучастницей» многих событий, о которых идет речь. В Штатах ее труд считается хрестоматийным, а вот на русском языке он издан впервые. Прекрасный повод уточнить некоторые исторические детали — или даже совсем с нуля разобраться, что за подоплека была у тогдашнего неимоверного бума абстрактного искусства.

«Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова». М.: IN ARTIBUS, 2017. — 770 с.

Владимир Резвин. Москва деревянная: что осталось. М.: Эксмо, 2017. — 352 с. 

Виктор Мартинович. Родина. Марк Шагал в Витебске. М.: Новое литературное обозрение, 2017. — 240 с. (серия «Очерки визуальности»)

«Черный рейд. Путевой дневник путешествия по Африке в экспедиции автомобильного общества «Ситроен» (1924–1925)». М.: Искусство-XXI век, 2017. — 326 с.

Дори Эштон. Нью-Йоркская школа и культура ее времени. М.: Ad Marginem Press, 2017. — 336 с.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+