Сто плакатов из собрания Русского музея, созданных 30 художниками с 1917 по 1924 годы, — свидетели фантастической, несмотря на хаос и разруху, активности агитационной машины первых лет революции. Музей на основе своей коллекции впервые попытался систематизировать этот «массив данных», выделить основные сюжеты, показать малоизвестные произведения.
Ведущие мастера революционного плаката Дмитрий Моор, Виктор Дени, Александр Апсит использовали приемы русского лубка для сатирических сюжетов, авангарда — для изображения событий, требующих от зрителя активного действия, экспрессионизма — когда возникала необходимость вызвать сильные эмоции.
Главный хит выставки — знаменитый плакат «Tы записался добровольцем?» — создан Моором в 1920 году. Совсем из другого регистра его плакат «Помоги» про голод 1921 года, изображающий отчаявшегося крестьянина и засохший сломанный колосок. Третья ипостась Моора — сатирическая, наработанная им еще в дореволюционных журналах. «Советская репка» — комикс про воина-репку, побеждающего всех врагов революции, которые хотели вырвать его из родной земли. В этом ряду неожиданно смотрится авангардистский плакат «Tоржественное обещание при вступлении в РККА», где воин держит знамя, закрывающее половину солнца.
Так же контрастны плакаты Виктора Дени. С одной стороны, лубочные «Антанта под маской мира» и «Капитал» с непременным пузаном-империалистом в цилиндре, с другой — экспрессивный «Каждый удар молота — удар по врагу!».
Отдельная глава в истории революционного плаката — издания «Окон РОСТА». Петроградское отделение возглавлял Владимир Козлинский. В начале 1920-х он руководил гравюрной мастерской бывшей Академии художеств.
В Петрограде была издана 1 тыс. плакатов, которые подписывались эстетски «Петербург — РОСТА». Сам Козлинский отметился выразительными плакатами «Кулак революции раздавит кулака деревни» и «Несмотря на трехлетние усилия врагов всего мира, революция идет гигантскими шагами». Шаги настолько большие, что «в кадр» попали только ноги и туловище пролетария.
Замечательны супрематические плакаты Владимира Лебедева: «Частушки» о борьбе с дезертирами и «Работать надо. Винтовка — рядом». Первоначально текст был примирительным: «В руки — пилу, в землю — штык», но Владимир Маяковский, приехавший в тот момент в Петроград, придумал лучший вариант. В 1922 году под председательством мэтра архитектуры Федора Шехтеля состоялся конкурс на плакат для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (1923). Победили Иван Лебедев и Сергей Ридман. На их плакате человек, напоминающий библейских персонажей Наталии Гончаровой, взвалил на плечи настолько огромный сноп зерна, что вынужден опереться одним коленом на вывеску с названием выставки. Изображение демонстрации работниц на плакате Александра Самохвалова «Да здравствует ленинизм!» 1924 года можно считать неоклассикой. За исключением небольшой детали: они шагают по земному шару.