18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Шершавым языком и тонкой кистью: 100 революционных плакатов

Русский музей показывает работы 30 художников-агитаторов

Сто плакатов из собрания Русского музея, созданных 30 художниками с 1917 по 1924 годы, — свидетели фантастической, несмотря на хаос и разруху, активности агитационной машины первых лет революции. Музей на основе своей коллекции впервые попытался систематизировать этот «массив данных», выделить основные сюжеты, показать малоизвестные произведения.

Ведущие мастера революционного плаката Дмитрий Моор, Виктор Дени, Александр Апсит использовали приемы русского лубка для сатирических сюжетов, авангарда — для изображения событий, требующих от зрителя активного действия, экспрессионизма — когда возникала необходимость вызвать сильные эмоции.

Главный хит выставки — знаменитый плакат «Tы записался добровольцем?» — создан Моором в 1920 году. Совсем из другого регистра его плакат «Помоги» про голод 1921 года, изображающий отчаявшегося крестьянина и засохший сломанный колосок. Третья ипостась Моора — сатирическая, наработанная им еще в дореволюционных журналах. «Советская репка» — комикс про воина-репку, побеждающего всех врагов революции, которые хотели вырвать его из родной земли. В этом ряду неожиданно смотрится авангардистский плакат «Tоржественное обещание при вступлении в РККА», где воин держит знамя, закрывающее половину солнца.

Так же контрастны плакаты Виктора Дени. С одной стороны, лубочные «Антанта под маской мира» и «Капитал» с непременным пузаном-империалистом в цилиндре, с другой — экспрессивный «Каждый удар молота — удар по врагу!».

Отдельная глава в истории революционного плаката — издания «Окон РОСТА». Петроградское отделение возглавлял Владимир Козлинский. В начале 1920-х он руководил гравюрной мастерской бывшей Академии художеств.

В Петрограде была издана 1 тыс. плакатов, которые подписывались эстетски «Петербург — РОСТА». Сам Козлинский отметился выразительными плакатами «Кулак революции раздавит кулака деревни» и «Несмотря на трехлетние усилия врагов всего мира, революция идет гигантскими шагами». Шаги настолько большие, что «в кадр» попали только ноги и туловище пролетария.

Замечательны супрематические плакаты Владимира Лебедева: «Частушки» о борьбе с дезертирами и «Работать надо. Винтовка — рядом». Первоначально текст был примирительным: «В руки — пилу, в землю — штык», но Владимир Маяковский, приехавший в тот момент в Петроград, придумал лучший вариант. В 1922 году под председательством мэтра архитектуры Федора Шехтеля состоялся конкурс на плакат для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (1923). Победили Иван Лебедев и Сергей Ридман. На их плакате человек, напоминающий библейских персонажей Наталии Гончаровой, взвалил на плечи настолько огромный сноп зерна, что вынужден опереться одним коленом на вывеску с названием выставки. Изображение демонстрации работниц на плакате Александра Самохвалова «Да здравствует ленинизм!» 1924 года можно считать неоклассикой. За исключением небольшой детали: они шагают по земному шару.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+