18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Впервые в Москве скульптуры и фотографии Бранкузи

№56
Материал из газеты

Работы Константина Бранкузи, радикально изменившего язык скульптуры, покажут в Мультимедиа Арт Музее — впервые в России

Выставка Константина Бранкузи (1876–1957), крупнейшего скульптора первой половины XX века, приедет в Мультимедиа Арт Музей из Центра Помпиду и, несомненно, станет одним из самых заметных событий 7-й Московской биеннале. Во-первых, потому что она — первая в России. Во-вторых, речь идет о фигуре, которая радикально изменила язык скульптуры. Все началось в Париже, куда молодой Бранкузи, поучившись в Школе изящных искусств в Бухаресте, добрался в 1904 году (по легенде пешком). Как скульптор к этому времени он уже успел получить признание у себя на родине в Румынии.

И тем не менее, в Париже он решил поучиться в Национальной школе изящных искусств у скульптора-академиста Антонена Мерсье, откуда вскоре ушел, как, впрочем, позже и от своего кумира Огюста Родена, с которым познакомился в 1906 году, и тот пригласил его поработать в своей мастерской. Их сотрудничество длилось около месяца, после чего Бранкузи, уже вполне освоивший уроки Родена в виртуозной работе с бронзой, решил идти своим путем. Крылатой стала его фраза: «Ничего не вырастет толком в тени большого дерева». А ровно через год появляется «Поцелуй» — простой куб, высеченный из известняка, две обнимающиеся фигуры с едва процарапанными волосами и глазами. И это была революция. Бранкузи перешел к непосредственной работе в материале. До этого все скульпторы вплоть до Родена сначала лепили модель в гипсе, затем она отливалась в бронзе.

Еще важнее было радикальное упрощение формы, что случилось не без влияния архаической и африканской скульптуры, которой тогда увлекались многие. Здесь невольно всплывают «Авиньонские девицы» Пабло Пикассо, появившиеся почти одновременно с «Поцелуем» и ознаменовавшие революцию в живописи. Дальше Бранкузи уже не сворачивает с этого пути, снова и снова возвращаясь к одним и тем же любимым образам-архетипам — «Поцелуй», «Спящая муза», «Птица в пространстве».

Проведя всю жизнь в Париже, Бранкузи не примкнул ни к одному художественному движению и слыл затворником, хотя и дружил с Модильяни, Леже, Анри Руссо, Дюшаном, Тцара.

Выделялся он и своим внешним видом: окладистая борода, простая одежда, — так и оставшись крестьянином из румынской деревушки Хобитца, откуда ушел в 12 лет. Выставляться в Париже в Салоне независимых он начал почти сразу, с 1906 года. И даже за океаном быстро приобрел известность. Пять его скульптур в 1913 году были показаны на легендарно-скандальной «Армори-шоу» в Нью-Йорке.

Но слава мало значила для скульптора, предпочитавшего ей тишину своей мастерской на Монпарнасе, где он выстраивал свои работы в целые композиции. Уже под конец жизни Бранкузи завещал все содержимое своего ателье (200 скульптур и постаментов, более 1,6 тыс. снимков, мебель, инструменты) Франции с одним условием: сохранить все как было.

Такой она и представлена в Центре Помпиду, в пространстве, выстроенном Ренцо Пьяно.

На московскую выставку привезут скульптуры, рисунки и более 150 фотографий Бранкузи. «Зачем писать о моих скульптурах? Почему просто не показать фотографии?» — объяснял Бранкузи свое увлечение. Снимал он свои работы неустанно, с разных углов зрения и расстояния, а учителем в этом деле был его друг Ман Рэй. Помимо фотографий, привезут еще и фильмы, которые Бранкузи снимал в 1920-1930-е. Центр Помпиду приобрел их в 2010 году.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+