Четвертого апреля в московском Центральном выставочном зале «Манеж» состоится церемония вручения первой ежегодной Премии газеты The Art Newspaper Russia. В России существует масса художественных премий, но редакции показалось, что чего-то не хватает. Наша премия придумана, чтобы отметить успехи арт-индустрии в целом — от музеев до рынка, от реставраторов до галеристов.
Чтобы понять, для чего мы затеяли историю с премией, нужно вернуться в середину 1990-х, когда цвет художественного сообщества ежегодно собирался в Третьяковской галерее на Крымском Валу на выставку с длинным названием Выставка номинантов Государственной премии в области архитектуры, литературы и искусства. В самом выигрышном положении там были художники: им отводилось достаточно места для миниперсоналок, а такая выставка в главном музее национального искусства уже бонус в карьере. Архитекторы, реставраторы, просветители и прочие деятели «неизобразительного» искусства жались по углам, представленные исключительно документацией своих свершений.
Тогда эта премия была единственной. И в Государственной премии в ту эпоху больших перемен была интрига: удастся ли либералам разбавить плотные ряды официозных мастеров бывшими подпольщиками, звездами андерграунда? Надежды на это довольно быстро развеялись: из ряда номинированных несколько раз на премию «неофициалов» получить ее удалось только Франциско Инфантэ, остальных по советской еще инерции «прокатывали». Тогда не дали лауреата даже Илье Кабакову, чье ом году собираются отмечать чуть ли не на государственном уровне, с выставкой в Эрмитаже!
Но скоро у «государыни» появились альтернативы. Все большие творческие цеха завели свои профессиональные награды: театральные деятели — «Золотую маску», киношники — «Нику», литераторы — «Русский букер». Отставали только художники. Некоторые, впрочем, попадали в анналы независимой премии «Триумф», долгие годы державшей благодаря щедрости ныне опального лондонского олигарха марку самого светского из подобных событий.
К середине 2000-х возникло сразу несколько премий специально для художников, инициированных критиками и галеристами («Черный квадрат», выросший из ярмарки «Арт Москва», «Мастер», вручавшийся по «ковровому» опросу критиков и арт-журналистов), но все они постепенно сошли на нет. Выжили только не требующие больших организационных усилий и расходов, такие как, например, бескорыстный «Соратник» (приз — $101 и футболка), где художники (голосует 101 человек) выбирают художников. Многим стало понятно, что премия, претендующая на резонанс не только в кругу друзей-товарищей, — дело хлопотное и затратное.
Его взвалил на себя Государственный центр современного искусства (ГЦСИ), учредивший Всероссийский конкурс в области современного искусства «Инновация». Помимо традиционных наград лучшим художникам, эта премия имеет и такие номинации, как «Куратор», «Проект» (имеется в виду выставка), «Региональный проект» и «За поддержку» (меценатам). Буквально через год после старта «Инновация» получила неожиданного конкурента в лице Премии Кандинского, учрежденной как раз меценатом, Шалвой Бреусом, точнее, его фондом «Артхроника». Последние годы художественное сообщество наблюдает соревнование этих двух премий-конкурсов, оттачивающих свои процедуры выбора и расширяющих круг участников, но часто имеющих одних и тех же героев в экспертных советах, жюри и лауреатах. Не забудем и соседа, украинца Виктора Пинчука, придумавшего глобальный приз для молодых художников. Своей премией обзавелся и Санкт-Петербург: вдова авангардного музыканта Сергея Курехина учредила совместно с городом приз его имени, вручаемый за произведения синетических жанров, на стыке музыки и визуального искусства. Не дремлют и поклонники традиционной живописи: недавно своей щедростью всех ошеломил губернатор Ульяновской области, назначивший самый большой в мире премиальный фонд для художников-реалистов в честь своего земляка Аркадия Пластова. И все же при всем разнообразии российских художественных наград ни одна из них не рассматривает художественный процесс в его целостности, как, если угодно, индустрию, или систему, включающую в себя не только художников и критиков, но и реставраторов, академических ученых, коллекционеров, музеи, частные галереи и аукционные дома. Именно эту совокупность усилий в разных сферах художественной деятельности и призвана отметить ежегодная премия The Art Newspaper Russia. Вот, например, в кино уже давно награждают успешных продюсеров, а наше арт-сообщество до сих пор как будто стесняется публично признавать значение художественного рынка и важность его здоровья для всей арт-индустрии.
Основатели влиятельных арт-фондов, если им намекнуть, что они своими покупками формируют не только будущие музейные коллекции, но и спрос на нынешнем рынке, немедленно открестятся: «Что вы, мы же некоммерческие!» А галеристы (или коллекционеры), из своего кармана субсидирующие многие музейные выставки, сжав зубы и помалкивая (они же коммерческие!), наблюдают, как лавры за них достаются музейщикам. А если речь идет не просто о покупке одной работы или коллекции, но об инвестициях в целую художественную ярмарку? Можно ли в таком случае не замечать этих героев? Нам кажется, что нет: уже невозможно недооценивать частные инициативы в сфере искусства. Первыми лауреатами нашей газеты в номинации с оригинальным названием «Личный вклад» стали как раз такие люди, выкупившие и реанимировавшие Венскую художественную ярмарку.
Номинации премии — «Музей года», «Реставрация года», «Выставка года», «Книга года» и упомянутый выше «Личный вклад» («Арт-рынок») привязаны к постоянным разделам нашей газеты. Они совпадают с рубриками в изданиях наших коллег по самой большой в мире международной сети новостей искусства The Art Newspaper (включающей, помимо русского, англо-американское, итальянское, французское, греческое и, с марта, китайское издания). Из того, о чем целый год писала наша газета, для нас важно отметить события, выводящие Россию на мировую арт-сцену и, наоборот, дающие возможность российской публике лучше узнать мировое искусство. Но это не просто передвижение экспонатов — это события, отвечающие такому понятию, как «мировой уровень».
Очевидно, что открытие в Москве Еврейского музея с его феноменальным технологическим оснащением — как раз такой случай. Как и беспрецедентная выставка шедевров Караваджо, ставшая вершиной юбилейного года ГМИИ им. Пушкина и его директора Ирины Антоновой, только благодаря мировому авторитету которой такое стало возможно. Лауреаты нашей премии доказывают, что инновации существуют и в музейном мире, и что реставрация и современное искусство могут быть тесно связаны, как это случилось в Арсенале в Нижнем Новгороде, и что создание истории искусства — это тоже часть охраны культурного наследия.
Приз лауреатам премии The Art Newspaper Russia изготовлен художником Сергеем Шеховцовым.