В России немало деревень и сел, таких далеких отовсюду, что редко кто, кроме местных жителей, забредает туда. Постепенно они вымирают — современное поколение не хочет жить вдали от коммуникаций. Шведско-русская группа Raketa с ядром в лице Осы Фальк и Сюзанны Скуг хоть и не с первого раза, но всё-таки пришла к выводу, что чем строить мобильную станцию в деревянном домике архангельского Кенозерского заповедника, действеннее начать непосредственные обсуждения проблемы на московской площадке. В частности, поговорить о запустении отдаленных районов и целых областей и, конкретнее, потере культурных ценностей Севера и древних ремесел жителей тайги. Базу для этого группа нарабатывала с 2000 года — момента своего создания, междисциплинарные проекты дополнялись выпуском книг и документальных фильмов.
Нужные атмосфера и колорит перенесутся в Москву вместе с ветхой избушкой из архангельской глубинки — главный объект выставки c начинкой в виде десятка худо жественных работ «ракетчиков» установят во дворе Дарвиновского музея, чтобы проводить там круглые столы с дискуссиями. Тем для них много: состав группы постоянно меняется, сегодня она насчитывает не меньше 20 человек, не только художников, но и русских антропологов, музыкантов и даже садоводов и танцоров. Об актуальности темы экологии на пересечении с искусством говорит не только выбор куратора Московской биеннале современного искусства Юки Хасегавы, обозначившей тему основного проекта как «Заоблачные леса»; внимание к вымирающему, подобно редким животным, культурному наследию повсеместно усиливается. Недавно в московский РОСИЗО-ГЦСИ после успеха в волго-вятском филиале привозили выставку «Жизнь живых», главная мысль которой отчасти повторяла биеннальную: как привлечь внимание к регионам и сохранить обращающиеся в прах объекты материального наследия.
Дарвиновский музей
Расширяя территории / Департамент потерянных мест и новых воспоминаний
16 сентября – 22 октября