18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как Калашников завоевал мир искусства

Сегодня, в День оружейника, в Москве торжественно открыли памятник Михаилу Калашникову, выполненный скульптором Салаватом Щербаковым. TANR вспоминает, кого из художников и дизайнеров вдохновило созданное конструктором оружие

Памятник оружейнику Михаилу Калашникову (1919–2013) работы скульптора Салавата Щербакова, созданный по инициативе Российского военно-исторического общества, открыт на пересечении улиц Садовая-Каретная и Долгоруковская. Монумент представляет собой двухчастный мемориальный комплекс: фигура конструктора с его автоматом АК, ставшим с 1949 года самым распространенным в мире стрелковым оружием, и архангел Михаил на крылатом коне, ниспровергающий дьявола в образе змея.

Художник Яго Якопо Кардилло выставлялся в павильоне Италии на Венецианской биеннале современного искусства в 2011 году. Его мрамор «Экскалибур» («Памятник бесчеловечности») 2016 года находится сейчас в частной коллекции.

Дизайнер Филипп Старк придумал светильник Guns для компании Flos в 2005 году. Вскоре он стал приметной деталью интерьера московского ресторана Bon (уже закрывшегося) и до сих пор остается чрезвычайно востребованным, несмотря на свою стоимость.

Расписанный Дэмиеном Херстом AK участвовал в благотворительной выставке в лондонском Институте современного искусства в пользу организации Peace One Day. На этой выставке 23 автомата подверглись художественной обработке целым рядом именитых художников, среди которых Нэнси Фоутс, Лэнглэндс и Белл, Брэн Саймондсон, Лейла Шава, дуэт Тима Нобла и Сью Вебстер, Дуглас Гордон, Энтони Гормли, Сара Лукас, Джереми Деллер и другие.

Британский художник Пол Дойман позирует со своими рисованными Калашниковыми.

Читая книгу о Михаиле Калашникове, австрийский дизайнер Райнер Вебер придумал конструкцию стульев из деталей разобранного АК-47, для обивки спинки и сидения которых использовалась сотканная вручную ткань. К креслу стоимостью $127 тыс. прилагаются аксессуары: подсвечник, также сделанный из АК-47, российская солдатская каска, покрытая золотом, и несколько десятков позолоченных патронов в патронташе.

Антонио Рьелло. Из серии «Дамское оружие». 1998. С этой серией оклеенных пайетками автоматов Рьелло в начале 2000-х покорял «Арт Москву».

Антимилитаристскую тему мексиканский художник Педро Рейес начал в 2008 году. Самой масштабной серией в этом направлении пока стала Disarm (2012), для которой почти 7 тыс. единиц недействующего оружия, в том числе автоматы Калашникова, были переделаны в музыкальные инструменты. До июня 2018 года художник развивает ее в рамках программы Distinguished Visiting Artist Центра искусств, наук и технологий при Массачусетском технологическом институте, для которой основательница музея «Гараж» Дарья Жукова два года назад пожертвовала $1 млн.

Проект Недко Солакова «Дискуссия» («Собственность»), посвященный российско-болгарской дискуссии о праве на производство автоматов АК-47 и представленный на основной выставке 52-й Венецианской биеннале современного искусства «Думай чувствами, чувствуй умом» в 2007 году, был удостоен специального упоминания жюри.

Легенда стрит-арта, которого называют основателем трафаретных граффити, Blek Le Rat (в миру Ксавье Пру) начал работать в 1980-х, и к сегодняшнему дню его произведения, несмотря на эфемерность жанра, успешно продаются. Так, за этого Давида с Калашниковым с 2006 года парижский аукцион Artcurial выручил $28 тыс., на треть выше эстимейта.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+