18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Архив Николая Харджиева впервые покажут в России в фонде IN ARTIBUS

Уникальные черновики, рукописи, живопись и графику русского авангарда из недавно воссоединившейся коллекции выставят в московском фонде IN ARTIBUS

Коллекция Николая Харджиева, дело всей его жизни, — одно из самых значительных собраний, связанных с историей русского авангарда. Среди прочего в нем находятся рукописи Казимира Малевича, Эль Лисицкого, переписки Михаила Матюшина, документы, связанные с Еленой Гуро, Нико Пиросмани, Михаилом Врубелем, книги, оформленные Наталией Гончаровой, Ольгой Розановой, Давидом Бурлюком, и многое другое. Больше всего коллекционер радел о том, чтобы его собрание не разделялось, — и по иронии судьбы, все получилось с точностью до наоборот. Когда Николай Харджиев решил эмигрировать в Нидерланды в начале 1990-х, он хотел забрать драгоценный архив с собой целиком, не оставляя ничего государству. Немалая часть его архива была нелегально вывезена в Амстердам и оказалась в Стеделейк-музее, а вторая была задержана на таможне Шереметьево и в 1994 году передана в Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Так коллекция оказалась разорванной между двумя институциями на долгих 17 лет — только в 2011 году после многолетних переговоров между РГАЛИ и Фондом Харджиева-Чаги амстердамская часть архива вернулась в Москву, и собрание снова стало цельным. Однако открыть архив для публики сразу же оказалось невозможным: боясь расхищения московской части собрания, при передаче ее РГАЛИ в 1994 году Харджиев поставил условие, что коллекция будет храниться в качестве закрытого фонда до 2019 года. Из-за особенной значимости собрания для науки было принято компромиссное решение оставить закрытой только ту часть, которая имеет непосредственное отношение к личности Харджиева, благодаря чему появилась возможность показать коллекционную часть архива. Экспозиция в фонде IN ARTIBUS, кураторами которой выступили Екатерина Бобринская и Анна Корндорф, станет не просто выставочным, но и исследовательским проектом, где, помимо документов и художественных произведений Велимира Хлебникова, Владимира Татлина, Ольги Розановой и других деятелей авангарда, можно будет впервые увидеть теоретические труды Эль Лисицкого, Казимира Малевича, Михаила Матюшина и не только. Причем вещи из архива Харджиева будут сопровождать предметы, предоставленные частными коллекциями и московскими музеями, а одновременно с открытием выставки выйдет первый из трех томов документов из архива Николая Харджиева.

Фонд IN ARTIBUS
«Архив Харджиева»
11 октября — 30 января 2018

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+