Ярмарка viennacontemporary проходит в Вене в шестой раз и в третий — в огромном павильоне Marx Halle. В этом году в ней принимает участие 110 галерей. Специальные программы для молодых художников и скульпторов до 40 лет ZONE1 и Solo&Sculpture, ежегодная секция Focus, на этот раз посвященная искусству послевоенной Венгрии, современное искусство Финляндии, Дании и Швеции, объединенное в раздел Nordic Highlights, — вот акценты 2017 года. Как и впервые устраиваемый в Австрии хакатон — форум, во время которого программисты и арт-менеджеры будут решать проблемы, стоящие перед культурными институциями.
На пресс-показе владелец ярмарки российский бизнесмен Дмитрий Аксенов отметил: «У нас есть много энергии, чтобы продолжать совершенствоваться, и мы планируем войти в пятерку лучших мировых арт-ярмарок в ближайшие пять лет. Мы предлагаем концепцию, которая звучит как „Вена — город трех C — contemporary cultural capital“. Мне кажется, для Вены сейчас настало время становиться лидером глобальных идей и визуальной культуры. Мы хотим быть очень заметны, поэтому мы сделали множество приуроченных к ярмарке событий по всему городу. Нам интересны новые технологии и разработки, поэтому мы устраиваем первый в Австрии цифровой хакатон. Так мы помогаем культурным институциям найти продуктивные решения их проблем с помощью технологий».
Художественный руководитель ярмарки Кристина Штейнбрехер-Пфанд в своем приветственном слове не зря отметила, что австрийским галереям уделено в этом году особое внимание. Они составляют треть всех участников; здесь как крупные, работающие с разными видами искусства Galerie Beck & Eggeling и Artelier Contemporary, так и специализирующиеся на фотографии OstLicht или на скульптуре Galerie nächst St. Stephan Rosemarie Schwarzwälder.
Количество российских галерей уменьшилось: их четыре.
На ярмарке представлены работы мировых звезд высокого ценового сегмента. Берлинская галерея Michael Schultz привезла несколько картин Герхарда Рихтера, самая крупная из которых продается почти за €1 млн и, по словам галеристов, уже вызвала интерес. Галерея Mario Mauroner Contemporary Art из Зальцбурга предлагает коллекционерам инсталляции и фирменные рисунки Яна Фабра, сделанные ручкой Bic, по цене от €150 тыс. В венской галерее Krinzinger можно найти скульптуры Бруно Джиронколи (от €120 тыс.) и фотоработы (от €15 тыс.) из новой серии Марины Абрамович.
Корреспондент TANR поговорила с владельцами и арт-директорами галерей из всех секций, чтобы узнать, на каких художников они ставят и чего ждут от ярмарки.
Я был одним из инициаторов создания ярмарки искусства в Вене, это часть моей жизни. Я знаю всех местных галеристов и коллекционеров, и для меня венская ярмарка все равно остается прекрасной возможностью завести новые связи и встретить новых людей. В этом году мы показываем много молодого искусства: Абару Камару, кенийского художника, представлявшего Кению на Венецианской биеннале; Миа Штрукале, представлявшего на биеннале Словению. Нельзя пропустить работы молодой художницы Ассунты Абдель Азим Мохамед, сделанные шариковыми ручками. Они продаются по очень доступной цене — €4–12 тыс. Самые дорогие — картины-комиксы исландца Erro, каждая по €220 тыс.
В этом году мы делаем ставку на двух художников: это украинец Aljoscha и немецкая художница Сюзанна Кунн. Инсталляцию Алеши, конечно, нельзя не заметить, он сделал ее специально для этого павильона в одном экземпляре. Цена не очень высока — €15 тыс. А одна из лучших работ Кунн, графика «Фан-клуб немецкого романтика» стоит €31 тыс. Наша галерея основана в Дюссельдорфе, в прошлом году мы наконец открыли филиал в Вене. Участие в местной ярмарке — логичное продолжение нашего развития.
Поскольку мы венская галерея, мы просто не могли пропустить ярмарку. В последнее время усиливается интерес коллекционеров к фотографии, и мы как специализирующаяся на фото площадка идем за трендом, а также образовываем своего покупателя в этой области. Центральными на нашем стенде являются работы Нобуёси Араки. Мы делали его крупную выставку в 2012 году, сегодня уже каждый коллекционер знает его имя. Вот этот большой снимок с его подписью из серии «Слепая любовь» очень хорош, его цена — €15 тыс. Также у нас есть снимки режиссера Вима Вендерса с его подписью, сделанные в сложнейшей технике гидротипной печати, чтобы добиться идеальных, кинематографичных цветов.
В ярмарке мы участвуем вместе с двумя другими галереями из Венгрии: Kisterem и Vintage Gallery, представляя венгерское искусство 1970-х. Отбором занимался куратор Йозеф Мей, хорошо известный в Венгрии. Наша галерея участвует в венской ярмарке современного искусства с самого ее основания, когда она еще называлась Viennafair. На мой взгляд, наиболее важная работа у нас — этот диптих Имре Бака 1965 года «Солнце — человек — лицо». Художник был убежден в том, что работа безвозвратно повреждена (на ней проступали красные пятна), и он никогда не собирался ее показывать. Но сегодня она здесь, да еще и с шестизначным ценником. Его мы уточняем только потенциальным покупателям, но это самая дорогая работа среди всех галерей программы Focus.
Моя галерея работает в Вене 20 лет. Раньше существовали отделы в Зальцбурге и Граце, но сейчас мы представлены только здесь, активно участвуем в международных ярмарках и проводим выставки венского акционизма по всему миру. Своим участием в нынешнем выпуске ярмарки мы хотели акцентировать феминистские темы — на нашем стенде только художники-женщины. Фотографии и документации акций Кэроли Шниман, Вали Экспорт, Фридерике Пецольд, работы их последовательниц, например молодой художницы Клаудии Мерцендофе. В этом году Кэроли Шниман получила почетного «Золотого льва» Венецианской биеннале, я знаю ее много лет, и она все еще занимается искусством, ее работу мы продаем за €85 тыс. Самая дорогая вещь на стенде — фотография знаменитой «Генитальной паники» Экспорт, €120 тыс.
Мы впервые участвуем в венской ярмарке, нас выбрала куратор программы молодых художников Марли Вирт. Наш стенд — единственный, представляющий перформанс. Смотрите, его показывает Кристиан Фальнас, которому сейчас разрезают брюки. Кристиан родился в Дании, но окончил Академию изящных искусств в Вене. За свои перформансы был в этом году номинирован на премию Future Generation Art Prize. На родине акционизма он решил сделать оммаж работе Йоко Оно Cut Piece: каждый сможет отрезать кусочек от его одежды и прикрепить степлером к стенду, пока на художнике не останется ничего, кроме белья. У нас подготовлено три стенда: для художника, для галериста (да, мне тоже придется раздеться) и для коллекционера. Готовая инсталляция будет стоить €18 тыс. Правда, мы решили сделать исключение: коллекционер, который согласится поучаствовать и пожертвовать одеждой, получит инсталляцию гораздо дешевле. Такая маленькая компенсация.
«В венской ярмарке мы участвуем с 2002 года. Здесь очень насыщенная культурная жизнь, много галеристов и коллекционеров. Выбрать из представленных работ на стенде самую значимую и интересную я просто не могу. Самая дорогая в этом году картина «Жизнь» Павла Пепперштейна из серии «Воскрешение Пабло Пикассо в 3111 году», которая стоит €40 тыс. Работы Владимира Архипова, Сергея Браткова и Сергея Зарвы по – €25 тыс».
Поскольку в фокусе ярмарки всегда была Восточная Европа и коллекционеров, интересующихся этим искусством, всегда много, нам как грузинской галерее было важно оказаться здесь. Наш стенд показывает молодых художников. Очень хорош, например, Леван Челидзе. Я выбрала его, так как он продолжает традиции наивного искусства, последователей Пиросмани, но при этом делает это в исключительно чуткой, минималистичной манере. Посмотрите на этого козлика. Он напоминает единорога, и при этом в панно невозможно не узнать грузинского художника. Цена панно — €3–5 тыс.
Мы пропустили два года ярмарок в Вене, но в этот раз снова решили принять участие. На наш взгляд, viennacontemporary наиболее успешно представляет галереи Восточной Европы и решительно набирает обороты. Здесь меньше галерей, чем раньше, но все они высокого уровня, и мне нравится компактность пространства. Мы — одна из немногих галерей, которая наряду с живописью и фото представляет на ярмарке кино на пленке 16 мм. Видеоработа создана одним из лучших современных румынских художников Матеем Беженару и входит в серию «Мартовские размышления» 2001 года. Ее цена — €5 тыс. Снимки сделаны в его лаборатории, по €4 тыс. каждый.
Для меня Вена — это музыкальный город. Музыка напрямую связана с искусством, музыка вдохновляет художников, которых мы представляем. В 2008 году на ярмарке KIAF в Корее по соседству с нашим стендом был стенд венской галереи. Мы очень подружились с галеристами и решили приехать. С тех пор мы были здесь уже шесть раз, и результаты всегда радуют. В этом году мы представляем четырех авторов, и ярче других, исключительно в силу используемого цвета, — Мьенми Ли, участник Венецианской биеннале 2015 года. Неоновым розовым цветом художник передает человеческие чувства. Это розовое яйцо может отсылать к «Рождению нового человека» Сальвадора Дали, а может — к рождению идей в наших головах. Цена одного полотна среднего размера — €50 тыс. С живописью прекрасно гармонируют гладкие стальные скульптуры Вук Янг Ченга.
На нашем стенде представлены стрит-арт и граффити, которых здесь, на ярмарке, почти нет, оттого участвовать еще интереснее. Вот эта работа молодой художницы Евы Роюте сделана специально для стенда и уже вызвала большой интерес. Использование текста как арт-объекта связано с популярностью мемов, культурой хипстеров. Такие работы можно использовать в выставочном пространстве как связующие звенья между произведениями других художников. Все спрашивают, как транспортировать такую масштабную вещь. На самом деле она написана на отклеивающейся основе. Кроме того, сама Ева в случае покупки работы предлагает написать новую под пространство заказчика. Это работа начинающей художницы, поэтому цена более чем приемлемая — €1,5 тыс. за фреску.
Это наш пятый приезд на ярмарку современного искусства в Вене. У нас есть австрийские друзья, которые очень интересуются русским искусством, и нам важно поддерживать эти отношения. Больше всего в этом году у нас работ Марии Арендт. Внутри ее инсталляции в виде «дома художника» довольно оживленно, люди не бояться забираться туда, рассматривать ее дневники. Одновременно это отсылка к домам для бездомных. Стоит инсталляция €7 тыс. Вот это вышитое полотно изображает дворец Труда. В него вставлены кусочки индийских газет, и его можно рассматривать и с оборота, где оно смотрится как рисунок. Стоит работа €5,5 тыс.
Прошлый год стал нашим дебютом на viennacontemporary. Нам очень понравилась здешняя публика, понравилось, как расставлены акценты и то, что на ярмарке много местного искусства. На нашем стенде стоит обязательно обратить внимание на потрясающую скульптуру художника Tal R. Она деревянная, по форме напоминает лейку. Несмотря на то что вообще-то это девочка, художник назвал работу «Ананас», ее цена — €64 тыс. Ретроспектива TAl R недавно прошла в датском Музее современного искусства «Луизиана», сейчас его выставка проходит в крупной лондонской галерее Victoria Miro.
В секции Solo&Sculpture можно представить творчество только одного художника. В этом году мы выбрали воздушные, свежие и минималистические скульптуры японки Сутян Киноситы. Центр стенда — это скульптура Haïku for Liège стоимостью €50 тыс. Глядя на нее, мы можем почувствовать, что мы лишь маленькие частицы в бесконечности времени, лишь отблеск природы; умирая, мы уходим в землю, а рождаясь, появляемся с небес. Мы благодарны куратору программы Михаэлю Ваншнайдеру за то, что выбрал нас в качестве участников, и рассчитываем в будущем представить свой, отдельный стенд.
У меня сложились хорошие отношения с местными коллекционерами и австрийскими институциями за все годы участия галереи в ярмарке. Вот эта скульптура художника-неоавангардиста Яноша Шугара «Римские цифры» (€20 тыс.) впервые была выставлена именно в Вене в 1988 году. Если на нее смотреть издалека, кажется, что это деревянные балки, пронизывающие плоскость, но если вы подойдете поближе и встанете на цыпочки, то увидите, что это римские цифры. Художник полагает, что именно из-за того, что люди перестали пользоваться римскими цифрами и перешли к арабским, мир стал так техноцентричен и бизнес-ориентирован. Так что наше участие в viennacontemporary уже традиция. Вена близка, и сейчас в ней бурно развивается визуальное искусство. Что касается покупателей, то в Вене все-таки больше покупают местное искусство или международных звезд.
Вена, Marx Halle
viennacontemporary
21–24 сентября