18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Петербург как дух и текст

№56
Материал из газеты

В своей книге "Феноменология архитектуры Петербурга" Александр Степанов выражает образ города в поэзии и спорит с Пушкиным и Ахматовой

Одноименный книге курс лекций Александр Степанов, петербургский искусствовед, автор двухтомника по искусству Возрождения, выпущенного в «Новой истории искусства» издательства «Азбука» в 2009 году, дважды прочел на факультете свободных искусств и наук СПбГУ.

«Феноменология архитектуры Петербурга» — текст, написанный профессионалом. Степанов окончил Ленинградский инженерно-строительный институт и многие годы проработал в советских проектных учреждениях: в НИИ проектирования и градостроительства, а затем в НИПИ Генплана. Он был одним из первых, кто применил контент-анализ для определения значимости архитектурно-художественных компонентов исторической городской среды.

Это поэтический текст: по Степанову, выраженный в поэзии образ города наиболее важен для восприятия Петербурга. На одном книжном развороте могут подряд идти Бенедиктов, Надсон, Поликсена Соловьева, Пушкин, а затем снова мало кому известный Арсений Голенищев-Кутузов. Разновременностью и разностильностью такое соседство напоминает фронт петербургской застройки. Автор ближе всего к Пушкину и Ахматовой, а в примечаниях внутри одной из глав он вступает с ними в убедительный спор о направлении взгляда Евгения в «Медном всаднике», помещая домик Параши не на Голодае, а между Шкиперским протоком и Большим проспектом Васильевского острова.

Это полемически заряженный текст: автор пишет о «барочной матрице», лежащей в основе Петербурга. «Европейские принципы регулирования планировки, превращенные у нас в средство манифестации самодержавных амбиций и внедряемые в жизнь с безотказным чиновничьим усердием, привели к результату, превосходящему размахом самые эффектные барочные опыты европейского градостроительства». Отдельная часть книги названа «Амплуа» и посвящена тому, как (а главное, какими глазами) смотреть на город.

Если подобрать этой поэтической книге визуальный аналог, то им могут стать не сделанные самим автором фотографии на шмуцтитулах, но снимки петербургского фотографа Александра Петросяна. На них Петербург, благодаря мощной фототехнике, показан с непредставимых для глаза обыкновенного наблюдателя точек. Петербургские панорамы выглядят распластанными и включают разом весь город. «Все четыре первостихии действуют вместе в грандиозном спектакле центра Петербурга: вода, воздух, земля и явленный золотом шпиля огонь, как луч небесный». 

Степанов А. Феноменология архитектуры Петербурга. СПб.: Арка, 2016. 396 с.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+