18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Внутри Zeitz MOCAA: путеводитель по новому мегамузею Кейптауна

Первый в Африке крупный музей современного искусства Zeitz MOCAA, который открывается 22 сентября, полностью финансируется частными лицами и компаниями

Музей современного африканского искусства Цайца (Zeitz MOCAA) во всех сферах: от архитектуры здания до схем сбора средств и управления — отличается от частных институций, которые открылись в мире в последние годы. Инициатором создания музея в Кейптауне стал немецкий коллекционер и бывший директор компании Puma Йохен Цайц. Если Zeitz MOCAA будет сопутствовать успех, то он радикально поменяет положение современного искусства в Африке и укрепит позиции африканских художников в мире.

Миссия

«Долгое время нарратив Африки определяли люди из других стран. Этот музей — наша попытка изменить ситуацию», — говорит исполнительный директор и куратор Zeitz MOCAA Марк Коетзи. Основа музея — работы художников из Африки или же африканского происхождения. Помимо живописи, здесь представлено видео, костюмы, перформативное и цифровое искусство.

Здание

Проектом музея Йохен Цайц занимался вместе с компанией Victoria & Alfred Waterfront (V&A Waterfront), которая превратила бывший порт Кейптауна в зону коммерческой застройки. Здесь же находился элеватор — его приспособлением под музей руководил британский архитектор Томас Хезервик. Архитектурная доминанта проекта — 27-метровой высоты атриум, вырезанный в форме зерен из бывших хранилищ цилиндрической формы. Их верхние части остеклены, и на крыше разбит сад скульптур. Вокруг этого объема расположено 80 классических залов. Девятиэтажное здание принадлежит V&A Waterfront, которое заплатило около $39 млн за его перестройку; Zeitz MOCAA оно передано в аренду на 99 лет.

Коллекция

Йохен Цайц предоставил музею право пользоваться своей коллекцией африканского искусства, которую он собирал в течение всей жизни. «Я надеюсь, что моим детям будет интересно продолжить сотрудничество с музеем, но было бы нечестно подталкивать их к этому», — говорит он.

Параллельно Zeitz MOCAA собирает свою собственную коллекцию, приобретая и принимая в дар произведения искусства. Два этажа заняли экспонаты из обеих коллекций, включая работы художников из Ганы — обладателя «Золотого льва» Венецианской биеннале за вклад в искусство Эль Анацуи и Джеремии Куарши, а также южноафриканцев Уильяма Кентриджа, Николаса Хлобо и Занеле Мухоли, уроженца Конго Шери Самбы, британцев Криса Офили и Айзека Джулиена, а также американцев Гленна Лигона, Кьянде Уайли и Хэнка Уиллиса Томаса.

Выставки

Первые выставки в новом музее посвящены трем африканским художникам. Ангольский фотограф Эдсон Шагас получил «Золотого льва» за лучший национальный павильон на Венецианской биеннале в 2013 году, где представил постеры с видами столицы Анголы Луанды. Коэтзи приобрел проект целиком, и сейчас он выставлен на цокольном этаже (до 13 января). На третьем этаже показывают плакаты и фотографии вождей африканских племен зимбабвийского художника Кудзанаи Чиураи (до 31 марта). На четвертом этаже проходит выставка изображающих женское тело скульптур из коровьих шкур Нандифы Мнтамбо, родившейся в Свазиленде и живущей в Южной Африке (до 27 января).

Финансирование

В число главных спонсоров музея входят Bloomberg и концерн BMW, который будет оплачивать установку и показ инсталляций в ближайшие три года, а также крупнейший банк Африки Standard Bank — он компенсирует бесплатный вход в музей утром по средам и по южноафриканским государственным праздникам. Среди других патронов музея — южноафриканский психолог и художница Венди Фишер, она же президент совета директоров нью-йоркского Фонда Соломона Р. Гуггенхайма. Фишер выделила средства на оплату работы 13 кураторов-интернов.

Музей получает доход от продажи билетов (полная стоимость — $14), а также от книжного магазина, магазина сувениров, кафе и ресторана. Глава V&A Waterfront Дэвид Грин оптимистично оценивает количество посетителей нового музея. Прибрежные рестораны, магазины и достопримечательности привлекают около 24 млн человек в год, и он надеется, что более 1 млн заглянут и в музей (из них лишь половина заплатит за билет; те, кому еще нет 18 лет, проходят бесплатно).

Кроме того, музей собирает деньги в фонд целевого капитала ($46 млн), который покроет 75% текущих расходов; своей цели он намерен достичь за пять лет. Доход от роскошного отеля на верхних этажах здания идет прямиком в V&A Waterfront.

Управление

Попечительский совет музея собирается четыре раза в год; в него входят, помимо прочих, британский художник Айзек Джулиен, живущая в США кенийская художница Вангечи Муту и судья в отставке, активист движения против апартеида Алби Сакс. Сопредседателями совета стали Йохен Цайц и Дэвид Грин из V&A Waterfront.

Вопрос управления играет ключевую роль еще и потому, что директор музея Марк Коэтзи не только принимает участие в приобретении экспонатов для постоянной коллекции музея (все закупки и дары рассматриваются специальной комиссией), но и отвечает за личную коллекцию Цайца. Критики указывают на потенциальный конфликт интересов из-за двойной роли Коэтзи и задаются вопросом, будет ли оказываться давление на кураторов, чтобы они выставляли работы, принадлежащие немецкому коллекционеру.

Сам Коэтзи настроен прагматично. «Южноафриканские музеи, которые спонсирует государство, еле сводят концы с концами. У них нет денег не то что на закупки — на текущие расходы. Они не могут выполнить свою главную роль, которая заключается в сохранении предметов искусства для будущих поколений», — говорит он, отмечая, что, например, в этом году временно закрылась из-за отсутствия средств на ремонт Художественная галерея Йоханнесбурга. «Нам пришлось найти новую модель, чтобы получить возможность открыть музей на этом континенте», — объясняет Коэтзи. Коллекция Цайца — это «чрезвычайно ценный фонд», который кураторы музея не обязаны выставлять. Этот пункт отдельно прописан в контракте, подписанном Цайцем и V&A Waterfront.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+