В залах главного дома усадьбы Остерманов уже через месяц откроют новую постоянную экспозицию «Русский стиль. От историзма к модерну». Она займет около 1 тыс. кв. м, переданных Министерством культуры РФ Всероссийскому музею декоративно-прикладного и народного искусства два года назад, и будет включать 650 отборных предметов. Между прочим, большинство из них происходит из легендарной коллекции мецената Сергея Морозова (брата собирателя импрессионистов): 140 лет назад она была положена в основу Кустарного музея, правопреемником которого считает себя ВМДПНИ. Так, самым заметным экспонатом «Русского стиля» станет «Встреча Вольги Святославича с Микулой Селяниновичем» — один из майоликовых каминов, исполненных Михаилом Врубелем ко Всемирной выставке в Париже (1900), поступивший в морозовское собрание в 1910 году.
Ольга Милованова, главный хранитель музея, рассказывает, что новую экспозицию «можно считать отчетной за весь период нашего существования: в музее целенаправленно велось комплектование предметами, относящимися к русскому стилю; этим мы отличаемся от других музеев, где к ним относились как к чему-то не заслуживающему серьезного внимания». «У нас сложились хорошие коллекции народного искусства и коллекция артефактов русского стиля в керамике, стекле, тканях, но прежде всего в дереве», — продолжает она.
Директор музея Елена Титова отмечает, что новая постоянная экспозиция, готовившаяся два года, — это «эпохальное событие как для нашего музея, так и для Москвы — города, занимающего активную позицию в области культуры и различных социальных программ; наш музей становится единственным местом, где представлена полностью эта замечательная эпоха жизни вещей, жизни людей, посвятивших себя развитию и формированию нового стиля». Ведь, помимо Врубеля, в его разработке участвовали такие выдающиеся художники, как Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Александр Головин, Сергей Малютин, Елена Поленова.
Русский стиль возник в середине XIX века, в дальнейшем став важной составляющей модерна, и даже модернизма. Смысл концептуального сюжета новых залов «от историзма к модерну» объяснила нашей газете куратор экспозиции, ведущий научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи, доктор искусствоведения Элеонора Пастон: «В Европе второй половины XIX — начала ХХ века независимо друг от друга возникли течения, ориентированные на национальные традиции довозрожденческого искусства. И хотя при этом важны были как бы особые достоинства своего национального прошлого и традиций, на основе этого „возвращения“ художники разных стран стремились решить принципиально новые задачи, общие для искусства того времени. При широком взгляде на сугубо „русские вопросы“ в искусстве обнаруживается их связь с общеевропейскими эстетическими проблемами, а художники Абрамцевского кружка и Талашкина могут рассматриваться в одном ряду с такими западными мастерами, как Уильям Моррис в Англии, Йозеф Мария Ольбрих, Ганс Христиансен, Генрих Фогелер в Германии, Аксели Галлен-Каллела, Альберт Эдельфельт в Финляндии, Андерс Цорн и Карл Ларссон в Швеции».
Помимо прочего, уверена Пастон, важно показать значение деятельности художников в развитии художественной промышленности в России 1910–1920-х годов, а также продемонстрировать, как эстетические идеи, выдвинутые национально-романтическими художниками, влияли на создание эстетизированной среды обитания современного человека — в архитектуре, в театре, в быту.
Семь новых залов оформлены художницей Юлией Наполовой, создавшей сквозной рассказ о развитии русского стиля, сочетающий закрытое и открытое хранение, а также тактильные блоки. Все это потребовало больших реставрационных усилий. Заведующий реставрационным отделом ВМДПНИ, художник-реставратор первой категории Сергей Катков сделал акцент на особенностях домового декора, составлявшего важный сегмент первоначальной морозовской коллекции. «Отдельные доски и фризы здесь достигают порой шести-семи метров и никогда не реставрировались. Для них разработана авторская методика расчистки. В ходе расчистки мы обнаружили, особенно с тыльной стороны, массу хранительских надписей и маркировок. Например, была раскрыта надпись „доска номер 1“, положившая начало собранию Сергея Морозова», — поделился находками реставратор.
Изучая истоки и особенности русского стиля, музейщики движутся вглубь собственной истории. Важно, что новая экспозиция, вмещающая множество мультимедийных — звуковых и графических — объектов, воскрешающих атмосферу Серебряного века, будет сопровождаться большой и разветвленной просветительской программой.
Существенное обновление залов, показывающих коллекции музея, стало возможным после того, как ВМДПНИ получил дополнительные экспозиционные площади и меценатскую поддержку общества «Друзья музея», банкира Петра Авена и торгового дома «Абрау-Дюрсо».