18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русский стиль захватил особняк Остермана

№56
Материал из газеты

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства 20 октября в особняке Остермана открывает «Русский стиль. От историзма к модерну», важную часть обновленной постоянной экспозиции

В залах главного дома усадьбы Остерманов уже через месяц откроют новую постоянную экспозицию «Русский стиль. От историзма к модерну». Она зай­мет около 1 тыс. кв. м, переданных Министерством культуры РФ Всероссийскому музею декоративно-прикладного и народного искусства два года назад, и будет включать 650 отборных предметов. Между прочим, большинство из них происходит из легендарной коллекции мецената Сергея Морозова (брата собирателя импрессионистов): 140 лет назад она была положена в основу Кустарного музея, правопреемником которого считает себя ВМДПНИ. Так, самым заметным экспонатом «Русского стиля» станет «Встреча Вольги Святославича с Микулой Селяниновичем» — один из майоликовых каминов, исполненных Михаилом Врубелем ко Всемирной выставке в Париже (1900), поступивший в морозовское собрание в 1910 году.

Ольга Милованова, главный хранитель музея, рассказывает, что новую экспозицию «можно считать отчетной за весь период нашего существования: в музее целенаправленно велось комплектование предметами, относящимися к русскому стилю; этим мы отличаемся от других музеев, где к ним относились как к чему-то не заслуживающему серьезного внимания». «У нас сложились хорошие коллекции народного искусства и коллекция артефактов русского стиля в керамике, стекле, тканях, но прежде всего в дереве», — продолжает она.

Директор музея Елена Титова отмечает, что новая постоянная экспозиция, готовившаяся два года, — это «эпохальное событие как для нашего музея, так и для Москвы — города, занимающего активную позицию в области культуры и различных социальных программ; наш музей становится единственным местом, где представлена полностью эта замечательная эпоха жизни вещей, жизни людей, посвятивших себя развитию и формированию нового стиля». Ведь, помимо Врубеля, в его разработке участвовали такие выдающиеся художники, как Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Александр Головин, Сергей Малютин, Елена Поленова.

Русский стиль возник в середине XIX века, в дальнейшем став важной составляющей модерна, и даже модернизма. Смысл концептуального сюжета новых залов «от историзма к модерну» объяснила нашей газете куратор экспозиции, ведущий научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи, доктор искусствоведения Элеонора Пастон: «В Европе второй половины XIX — начала ХХ века независимо друг от друга возникли течения, ориентированные на национальные традиции довозрожденческого искусства. И хотя при этом важны были как бы особые достоинства своего национального прошлого и традиций, на основе этого „возвращения“ художники разных стран стремились решить принципиально новые задачи, общие для искусства того времени. При широком взгляде на сугубо „русские вопросы“ в искусстве обнаруживается их связь с общеевропейскими эстетическими проблемами, а художники Абрамцевского кружка и Талашкина могут рассматриваться в одном ряду с такими западными мастерами, как Уильям Моррис в Англии, Йозеф Мария Ольбрих, Ганс Христиансен, Генрих Фогелер в Германии, Аксели Галлен-Каллела, Альберт Эдельфельт в Финляндии, Андерс Цорн и Карл Ларссон в Швеции».
Помимо прочего, уверена Пастон, важно показать значение деятельности художников в развитии художественной промышленности в России 1910–1920-х годов, а также продемонстрировать, как эстетические идеи, выдвинутые национально-романтическими художниками, влияли на создание эстетизированной среды обитания современного человека — в архитектуре, в театре, в быту.

Семь новых залов оформлены художницей Юлией Наполовой, создавшей сквозной рассказ о развитии русского стиля, сочетающий закрытое и открытое хранение, а также тактильные блоки. Все это потребовало больших реставрационных усилий. Заведующий реставрационным отделом ВМДПНИ, художник-реставратор первой категории Сергей Катков сделал акцент на особенностях домового декора, составлявшего важный сегмент первоначальной морозовской коллекции. «Отдельные доски и фризы здесь достигают порой шести-семи метров и никогда не реставрировались. Для них разработана авторская методика расчистки. В ходе расчистки мы обнаружили, особенно с тыльной стороны, массу хранительских надписей и маркировок. Например, была раскрыта надпись „доска номер 1“, положившая начало собранию Сергея Морозова», — поделился находками реставратор.

Изучая истоки и особенности русского стиля, музейщики движутся вглубь собственной истории. Важно, что новая экспозиция, вмещающая множество мультимедийных — звуковых и графических — объектов, воскрешающих атмосферу Серебряного века, будет сопровождаться большой и разветвленной просветительской программой.

Существенное обновление залов, показывающих коллекции музея, стало возможным после того, как ВМДПНИ получил дополнительные экспозиционные площади и меценатскую поддержку общества «Друзья музея», банкира Петра Авена и торгового дома «Абрау-Дюрсо».

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+