«Национальное сокровище Британии» Стивен Фрай и российский художник-концептуалист Вадим Захаров на первый взгляд могут показаться странным дуэтом. Однако после просмотра эпатажной постановки Захарова «Тунгусский метеорит. История шагает по столу» по книге Фрая «Неполная и окончательная история классической музыки», которую фонд V-A-C представил в лондонской галерее Whitechapel, все согласились, что получилось вполне жизнеспособно.
Постановка, соединяющая перформанс, театр и кабаре, показывает ключевые события начала прошлого века через историю музыки 1904–1917 годов. Среди персонажей — балерина на пуантах, собака, аккордеонист, обнаженный татуированный артист кабаре и пара сборщиков мусора.
Как следует из названия, действие разворачивается на большом столе-сцене, вокруг которого сидят зрители. По словам Захарова, «выразительные аналогии и британский юмор Стивена Фрая позволили увидеть историю в формате 3D». Определенно, автору этой статьи открылись порой чересчур близкие и откровенные виды на актеров; она также была приглашена прошествовать по сцене вместе с другими зрителями, чтобы участвовать в символической коронации Марселя Дюшана венцом, сделанным из сушилки для бутылок (изысканно украшенной парой рулонов туалетной бумаги, отсылающих к его «Фонтану»).
В общем и целом это был триумфальный вечер для каждого зрителя и особенно для любителя театра и сотрудника галереи Whitechapel Энтони Беста, который героически занял место выбывшего в последнюю минуту актера. Гвоздем программы стали персонажи из 1916 года, воспевшие Мориса Равеля, джаз, Джеймса Джойса, битву на Сомме и рождение русского скрипача Иегуди Менухина — перед тем как все это скатилось в огромный мусорный контейнер года тысяча девятьсот семнадцатого.