18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Умер Андрей Гросицкий

На 83-м году жизни в Москве скончался художник Андрей Гросицкий — нонконформист и «метафизик предметного мира»

Гросицкого привычно относят к поколению шестидесятников, что справедливо лишь отчасти. Действительно, в 1960-е он был уже довольно опытным живописцем, именно тогда возник фундамент для всего дальнейшего, но лучшие, наиболее зрелые его вещи появились позднее. Как и многие его ровесники, в начале оттепели Гросицкий увлекся Сезанном и «Бубновым валетом», стремясь преодолеть академическую выучку и позднесталинские каноны Суриковского института. В его случае это не было данью модному поветрию: этап оказался довольно долгим. Образно говоря, Гросицкий не отбросил свою раннюю сезаннистскую манеру за ненадобностью, а постепенно выращивал из нее другую, абсолютно индивидуальную.

Сам он считал переломным для себя 1968 год, но узнаваемый «фирменный стиль» возник, пожалуй, в начале 1970-х. Уже тогда зрители ощущали, что за стилем кроется личная философия. Правда, тех зрителей было не слишком много: хотя Андрей Гросицкий и состоял в Московском союзе художников, официальные выставкомы вниманием его не баловали. Изредка он показывал новые работы на «квартирниках», в 1975-м принял участие в нашумевшей групповой выставке на ВДНХ в павильоне «Дом культуры», а годом позже — в «экспериментальной выставке» в зале на Беговой улице вместе с Рогинским, Однораловым, Слепышевым и другими не слишком благонадежными авторами. С той поры и до самой перестройки творчество Гросицкого широкой публике не предъявлялось. Его первая персональная выставка прошла лишь в 1988-м, когда художнику исполнилось 54 года.

В условиях некоторой изоляции от аудитории Гросицкий вывел свой творческий метод, плоды которого относят то к метафизическому искусству, то к гиперреализму, то к разновидности концептуализма, то к «русскому поп-арту». Доля истины присутствует, пожалуй, во всех этих дефинициях, но также очевидно, что Андрей Борисович не ставил себе цели вписаться в тот или иной тренд. А еще он программно избегал политики и острой социальности — всегда, в любые времена. Героями произведений, которые автор именовал «картинами-объектами», становились почти исключительно старые, «пожившие» предметы — ржавые, патинированные, скомканные, надтреснутые, годные разве что в утиль. Их функциональный закат художник превращал в настоящую экзистенциальную и философскую драму, зачастую пользуясь не вполне характерными для традиционной живописи приемами.

Несомненно принадлежа к нонконформистскому кругу (но и к «левому МОСХу» тоже: тогда не проводили чрезмерно жестких границ), Андрей Гросицкий оставался вне всяких группировок и «партий», предпочитая отдельный от других путь. Так же обстояло и в постсоветские времена, когда он получил наконец признание. Больше двух десятилетий Гросицкий пребывал в положении мэтра, чьими достижениями живо интересуются музейщики, галеристы и аукционисты. Что, впрочем, нисколько не отвлекало его от работы — осталось множество произведений, датированных 2000-ми и 2010-ми годами.

Прощание с художником состоится 28 сентября в 11:00 в Храме Илии Пророка в Обыденском переулке, после чего Андрея Гросицкого похоронят на Ваганьковском кладбище.

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
10.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+