В столице Приморья открылась 9-я Владивостокская биеннале визуальных искусств (VIBVA) — 2017. Тема выставки была обозначена организаторами как «Морфология порта». Внутри этой широкой темы приглашенный куратор Сян Липин, отвечающая за основную программу, предложила поговорить о «правилах игры». Руководитель выставочного отдела Power Station of Art, первого в Китае государственного музея современного искусства, за плечами которой биеннале в Шанхае и Сингапуре, выбрала для своей программы десять художников. Все авторы так или иначе говорили о соревновательности, состязаниях и конкуренции, без которых, по убеждению куратора, невозможен не только феномен игры, но и человеческие взаимоотношения в принципе.
Изначально всю биеннале планировалось разместить и показать на 7 тыс. кв. м набережной Цесаревича на северном берегу бухты Золотой Рог. По словам организаторов, это позволило бы выстраивать произведения в единые смысловые ряды. Однако от идеи пришлось отказаться из-за обстоятельств, а Сян Липин и художникам параллельной и специальной программ предложили площадки в городе и на острове Русский. В итоге произведениями искусства оказались заняты некоторые фортификационные сооружения мемориального комплекса «Ворошиловская батарея» и фактически все экспозиционные мощности и культурные институции Владивостока. В их числе залы и здания, где в скором времени откроются филиалы Третьяковской галереи и Эрмитажа.
Так, в одном из корпусов Приморской картинной галереи, где в будущем расположится Третьяковка, в рамках основной программы разместилась инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых «Двадцать способов получить яблоко, слушая музыку Моцарта», впервые показанная публике в 1997 году. Инсталляция представляет собой большой стол, сервированный на 20 персон. По центру лежит яблоко, до которого сидящий за столом человек не смог бы дотянуться. Рядом с тарелками и приборами находятся иллюстрированные тексты с описанием всевозможных вариантов выхода из ситуации и получения желанного объекта.
В коворкинге «3-е место», расположенном неподалеку, в Старом дворике ГУМа (здание бывшего торгового дома Кунста и Альберса во Владивостоке превратили в креативный кластер вроде столичного «Красного Октября»), гостям биеннале показали видеодокументацию знаменитого перформанса Марины Абрамович и Улая «Энергия покоя» (1980), в котором пара художников растянула между собой лук с настоящей стрелой.
На минус третьем этаже Ворошиловской батареи нашли место «Завоеватели Арктики» Ольги Киселевой, директора Института науки и искусства Университета Сорбонна и главного редактора журнала Plastik Art&Science. Нет-арт-работа показывает, как некогда свободная территория Арктики наполняется логотипами корпораций, вторгшихся сюда для изысканий.
Если в произведениях европейских авторов основной программы соответствие «правилам игры» не вызывает сомнений, то язык азиатских художников — из Китая, Кореи и Японии — часто требует или дополнительного авторского/кураторского комментария, или вовсе провоцирует на то, чтобы оставить попытки осмысления работы в пользу восприятия ее визуальной составляющей. В здании будущего центра «Эрмитаж-Владивосток» свою инсталляцию «Существование сети» представила корейская художница Бу Джихён. Рассыпав в зале с колоннами ни много ни мало 20 т морской соли, она подсветила пространство голубоватым светом свисающих с потолка рыболовных ламп. Китаец Ван Шаоцян показал на биеннале полотно «Деконструкция и сосуществование», в котором, сохраняя процентное соотношение цветов, он представил флаги разных стран мира. Еще над одним масштабным проектом, уже на острове Русский, работал другой художник из Китая, Чжан Юй. Его тотальная инсталляция под названием «Наполняя водой» состояла из расставленных на берегу 5 тыс. белых фарфоровых чаш, куда автор терпеливо наливал воду. В описании работы Сян Липин пишет о роли фарфора в истории Китая и отмечает, что «его глянцевый блеск и хрупкость являются отражением человеческих желаний и ненасытности и говорят о славе народа в прошлом, а также о бедствиях и страданиях, выпавших на его долю в современной истории».
Владивостокские художники, представленные наряду с другими авторами из России в рамках параллельной и специальной программ биеннале, чаще говорили на местные темы и о местных героях. В выставочном пространстве ГУМа демонстрируется проект «Плоды воображения. Невельской». Его авторы Роман Иванищев и Ксения Фролова в виде комикса в стиле японской манги рассказали историю адмирала Геннадия Невельского. Амурская экспедиция Невельского 1849–1855 годов кардинально изменила представления о Дальнем Востоке и тамошние интересы Российской империи, доказав, в частности, что Сахалин — это остров, а в Амур можно зайти на морских судах. Авторы отмечают, что показали публике только рабочие материалы к проекту, и надеются в будущем выпустить графический роман в стиле манга, фильм и мультфильм на эту тему. Сергей Дробноход на площадке ГУМа предъявил в серии фотографий «Исповедь художника» еще одного героя Владивостока — своего коллегу Александра Киряхно. С работами последнего можно познакомиться на выставке «Край бунтарей. Современное искусство Владивостока 1960–2010», которая до 8 октября будет идти в Московском музее современного искусства.
Наиболее ярко и иронично на тему вечного несовпадения Востока и Запада высказалась арт-группа «ЕлиКука» на своей выставке «К Востоку прилагается Запад, или К дивану прилагается хвост» в Центре современного искусства «Заря». Бонусом к десятку работ, занявших стены малого зала, зрителю предложили вымазать маслом занимающих центральное место в экспозиции каменных морских котиков.
Позднее к биеннале присоединится куратор Полина Борисова, успевшая в этом году провести во Владивостоке выставку «Вечный двигатель. Русское кинетическое искусство». На биеннале она привозит выставку «Пейзажи и натюрморты на морскую тему», где сравнит картины своего отца Леонида Борисова с созданными специально к проекту произведениями приморского художника Кирилла Крючкова.
Продлится 9-я Владивостокская биеннале визуальных искусств до 20 октября.