Поющие цветы, радужные черепа, грибы с глазами, няшные зверушки, а также фонтанирующие чистым восторгом куклы-аниме в человеческий рост — все эти образы, придуманные Такаси Мураками (р. 1962), погружают зрителя в цепкие объятия потребительского рая. За большую любовь к масскульту Мураками называют японским Энди Уорхолом. Как и Уорхол, он поставил искусство на поток, открыв не просто «фабрику», но даже корпорацию. Однако за мимимишной картинкой Мураками коварно скрывает порой совсем не наивные идеи. Военная травма, боязнь ядерного апокалипсиса, комплекс провинциальной культуры — все это обнаруживается за стеной «ласкового дождя» из розовых грез. Да и японскому искусству Мураками, оказывается, предан не меньше, чем американскому. На выставке в «Гараже» его творчество показано как раз в перспективе японской культуры — как традиционной, так и современной. В экспозиции его работы соседствуют не только с вдохновляющими художника мангой и аниме, но и с японскими гравюрами из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.
Всего на выставке более 80 произведений, созданных с начала 1990-х годов до наших дней: живопись и графика, полнометражные фильмы и анимация. Целых девять работ художник подготовил специально к московской выставке. А еще две — «Морской бриз» и «Полиритм» начала 1990‑х — вообще никогда раньше не показывали широкой публике.
Куратор выставки Екатерина Иноземцева выбрала как нетипичный ракурс для демонстрации японского художника, так и нетипичную форму. Московская выставка стала не просто собранием отдельных произведений, но гигантским инвайронментом, эдаким Муракамилендом. Здесь реконструировали мастерскую художника с настоящими сотрудниками, которые работают на глазах у изумленной публики, а также фрагменты двух культовых районов Токио. Для воссоздания атмосферы одного из них, где сосредоточены магазины для фанатов аниме и манги, «Гараж» приобрел 5 тыс. кукол! В другом открылся настоящий кинотеатр, где состоялась премьера полнометражного фильма Мураками «Глаз медузы». У выставки-квеста пять частей, каждая посвящена одной из ключевых для художника тем.
Как и многие современные художники-бренды вроде Джеффа Кунса, Мураками довольно рано наладил поточное производство. Свою первую фабрику-мастерскую Hiropon Factory он организовал еще в 1996 году. Однако уже в 2001-м ее поглотила его же новая корпорация KaiKai Kiki Co, Ltd, офисы которой были открыты сначала в Японии, потом в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. В отличие от «Фабрики» Уорхола, корпорация Мураками совсем не притон для богемной публики, это конгломерат из мастерской и продюсерского центра. Здесь производят работы Мураками, организуют международные арт-проекты, придумывают дизайн массовой продукции для мерчандайзинга и готовят художественную ярмарку Geisai. В корпорации трудится довольно много молодых художников, которых он поддерживает. KaiKai Kiki Co, Ltd принадлежит несколько галерей, где могут выставляться и молодые подопечные Мураками, и международные звезды. Вся деятельность корпорации складывается в хорошо отлаженную систему, которая обеспечивает функционирование японского арт-рынка и существование на нем самого художника.
С Мураками связан самый большой скандал по внедрению современного искусства на территорию классики. В 2008 году в Версале прошла выставка Джеффа Кунса, но именно Мураками, чей показ случился здесь двумя годами позже, с точки зрения некоторых французов, пришелся совершенно «не ко дворцу». Организации «Версаль, моя любовь» и «Координация защиты Версаля» собрали 12 тыс. подписей под петицией против выставки японского художника и «диснеефикации» Версаля, называя Мураками «паразитом, который питается настоящим произведением искусства». На него подал в суд сам принц Сикст-Анри Бурбон-Пармский. Самое обидное, что это была первая выставка японского художника во Франции и 11 из 22 работ он создал специально для Версаля. Впрочем, скандал лишь повысил популярность Мураками, а козни аристократов все-таки не прошли, и, когда шум поутих, Версаль вновь начал принимать в своих покоях современных художников.
С 2002 года длится долгосрочное сотрудничество Мураками с Марком Джейкобсом и брендом Louis Vuitton. Японский художник покусился на святое — на саму благородную монограмму бренда, раскрасив ее в радужные цвета. Сумочки из серии Monogram Multicolore появились в 2003 году и имели оглушительный коммерческий успех. Линдси Лохан, Анна Курникова, Пэрис Хилтон и Джессика Симпсон были почетными владелицами сумок Мураками, а среди подделок эти модели до сих пор занимают далеко не последнее место. За 13 лет коллаборации Мураками создал множество вещей для LV: не только радужную сумку, но и камуфляжную коллекцию, сумки с кавайными персонажами аниме и даже фильм в этом стиле.
В 2003 году Мураками стал куратором выставки «Суперплоскость» в Музее современного искусства (MOCA) в Лос-Анджелесе, объединив близких ему художников. Само название проекта, по мнению мастера, определяет главное свойство японского искусства, в том числе его собственное, начиная со знаменитой гравюры. Причем манга и аниме в этой теории оказываются наследниками традиционной японской живописи, а приставка «супер» должна была придать актуальность этому старому понятию. Суперплоскость у Мураками — это не только художественная категория, но и культурологическая. Художник так описывает суть послевоенной японской культуры, где, как он считает, нет такого разрыва между высоким и низким искусством, как на Западе.
Мураками — самый известный, а также самый дорогой ныне живущий японский художник. Свой крупнейший аукционный рекорд он поставил в 2008 году, и с тех пор он не побит: скульптура «Мой одинокий ковбой» (1998) была продана на аукционе Sotheby’s за $15,2 млн. В 2010 году произошла другая топовая продажа: скульптура официантки в стиле аниме Miss ko2 на аукционе Phillips ушла за $6 млн. Еще несколько вещей Мураками достигли на торгах отметок в диапазоне $2–4 млн. Однако состояние художника, которое давно перевалило за $100 млн, растет не только благодаря прибыли от продажи произведений, но и за счет «побочных» заработков, прежде всего дизайна одежды, аксессуаров, кукол и многочисленных массовых товаров.
Музей современного искусства «Гараж»
Будет ласковый дождь
До 4 февраля 2018