18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

В Москве открывается выставка Александра Лабаса о революции

№57
Материал из газеты

Институт русского реалистического искусства 1 октября представит его серию «Октябрь», посвященную революции 1917 года и ее ключевым событиям

Говорим «Лабас» — представляем себе пузатые дирижабли и легкие аэропланы, улетающий в небо эскалатор метро, мчащиеся на всех парах поезда и трамваи. В картинах Александра Лабаса (1900–1983) все время что-то уносится все выше и выше, и в этом упоении полетом совсем нет намека на политическую атмосферу в стране. Кажется, что художник в неукротимом центробежном движении поднимается над реальностью, совсем не заботясь о делах житейских.

На выставке в Институте русского реалистического искусства показывают другого Лабаса, о существовании которого не все подозревали. Его серия «Октябрь» посвящена революции 1917 года и ее ключевым событиям. Над ней художник работал начиная с 1920‑х годов, последние же картины этой серии были написаны уже в 1970-е.

Здесь Лабас раскрывается как художник, принявший и романтизирующий новую политическую доктрину. Ему было 17 лет, когда произошла Октябрьская революция, и он был очевидцем революционных событий, наблюдая за изменением жизни на улицах города. Лабас был настолько захвачен грандиозным спектаклем радикально меняющейся реальности, что пошел служить художником в Красную армию. Однако в его революционной саге нет кровавых подробностей, здесь, как и в городских пейзажах, побеждает романтика и живопись. Хотя «Матрос», «У стен Кремля», «Ночью в Октябре» и написаны с документальностью репортажа, Лабас не изменяет себе. Он любуется небесно-голубым цветом матросской робы, разлетающимися перспективами революционной Москвы; солдаты, приветствующие Ленина, растворяются в накаленном воздухе, а живописному мареву в «Утре после боя» мог бы позавидовать сам Уильям Тернер.

Работы на выставку дали Третьяковская галерея, Русский музей, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Лабас-Фонд, а «Автопортрет на фоне Октября», написанный в 1978 году, впервые покинет стены Костромского художественного музея.

Примечательно, что Лабас не утратил интерес к теме революции, даже пережив множество потерь, связанных с ней, пусть и косвенно. В 1937 году был расстрелян его брат комбриг Красной армии Абрам Лабас, а сам художник был подвергнут травле за формализм и долгое время существовал в «прикладной области» художественной жизни, делая диорамы и панорамы для международных выставок, лишенный возможности выставляться сам.

Институт русского реалистического искусства
Александр Лабас. Октябрь
1 октября – 10 декабря

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+