18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Москве открывается выставка Александра Лабаса о революции

№57
Материал из газеты

Институт русского реалистического искусства 1 октября представит его серию «Октябрь», посвященную революции 1917 года и ее ключевым событиям

Говорим «Лабас» — представляем себе пузатые дирижабли и легкие аэропланы, улетающий в небо эскалатор метро, мчащиеся на всех парах поезда и трамваи. В картинах Александра Лабаса (1900–1983) все время что-то уносится все выше и выше, и в этом упоении полетом совсем нет намека на политическую атмосферу в стране. Кажется, что художник в неукротимом центробежном движении поднимается над реальностью, совсем не заботясь о делах житейских.

На выставке в Институте русского реалистического искусства показывают другого Лабаса, о существовании которого не все подозревали. Его серия «Октябрь» посвящена революции 1917 года и ее ключевым событиям. Над ней художник работал начиная с 1920‑х годов, последние же картины этой серии были написаны уже в 1970-е.

Здесь Лабас раскрывается как художник, принявший и романтизирующий новую политическую доктрину. Ему было 17 лет, когда произошла Октябрьская революция, и он был очевидцем революционных событий, наблюдая за изменением жизни на улицах города. Лабас был настолько захвачен грандиозным спектаклем радикально меняющейся реальности, что пошел служить художником в Красную армию. Однако в его революционной саге нет кровавых подробностей, здесь, как и в городских пейзажах, побеждает романтика и живопись. Хотя «Матрос», «У стен Кремля», «Ночью в Октябре» и написаны с документальностью репортажа, Лабас не изменяет себе. Он любуется небесно-голубым цветом матросской робы, разлетающимися перспективами революционной Москвы; солдаты, приветствующие Ленина, растворяются в накаленном воздухе, а живописному мареву в «Утре после боя» мог бы позавидовать сам Уильям Тернер.

Работы на выставку дали Третьяковская галерея, Русский музей, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Лабас-Фонд, а «Автопортрет на фоне Октября», написанный в 1978 году, впервые покинет стены Костромского художественного музея.

Примечательно, что Лабас не утратил интерес к теме революции, даже пережив множество потерь, связанных с ней, пусть и косвенно. В 1937 году был расстрелян его брат комбриг Красной армии Абрам Лабас, а сам художник был подвергнут травле за формализм и долгое время существовал в «прикладной области» художественной жизни, делая диорамы и панорамы для международных выставок, лишенный возможности выставляться сам.

Институт русского реалистического искусства
Александр Лабас. Октябрь
1 октября – 10 декабря

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+