Выставка «Русская икона: Молитва и Милосердие» посвящена 25-летию установления дипломатических отношений между Россией и Суверенным Мальтийским орденом. В Рим привезут 36 икон XVII–XVIII веков из коллекций Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и частного Музея русской иконы. Экспозиция разместится в Музее Рима во дворце XVIII века в историческом центре города.
Один из организаторов проекта меценат и основатель Музея русской иконы Михаил Абрамов объясняет концепцию выставки в предисловии к каталогу: «Мы хотели продемонстрировать идею, которая является связующим звеном между старейшим в мире рыцарским орденом и древней православной культурой. Эта идея — „Молитва и Милосердие“ — две обязательные составляющие жизни христианина, нашедшие яркое воплощение в бесчисленных образах, созданных русскими иконописцами на протяжении столетий». Директор же Музея имени Андрея Рублева Михаил Миндлин выражает надежду на то, что «выставка не только будет способствовать развитию сотрудничества с Мальтийским орденом, но и позволит европейскому зрителю расширить свои представления о русском религиозном искусстве этого периода, которое известно за пределами России значительно меньше, чем произведения эпохи русского Средневековья или авангарда».
В Риме будут представлены как произведения хорошо известных центров и мастерских (например, «Преображение», созданное в московской Оружейной палате в 80-х годах XVII века), так и иконы, происходящие из Поволжья, Каргополья, Прикамья — регионов, где в XVII–XVIII веках развиваются свои школы и стили. Также в палаццо Браски можно будет увидеть ранее не выставлявшееся и не публиковавшееся произведение Владимира Татлина «Композиция с прозрачными плоскостями» 1916 года и скульптуру «Богоматерь Великая Панагия» Дмитрия Гутова из частных собраний. Произведение Татлина не только демонстрирует преемственность традиций русской религиозной живописи на протяжении нескольких столетий, но и в очередной раз доказывает, что художники русского авангарда черпали вдохновение в древнерусских иконах и даже заимствовали оттуда конкретные приемы. Интересна и конструкция из металла Дмитрия Гутова, созданная по мотивам шедевра древнерусской иконописи — иконы «Богоматерь Великая Панагия» первой трети XIII века из Третьяковской галереи.
Куратором выставки выступила заведующая научно-исследовательским отделом Музея имени Андрея Рублева Лилия Евсеева. Она отмечает, что при отборе экспонатов главный акцент был сделан на памятниках XVII–XVIII веков, что «обусловлено задачей показать произведения иконописи, созданные в период активных контактов Российского государства с Мальтийским орденом». Наряду с образами Богоматери и Христа, а также изображениями двунадесятых праздников на выставке будет представлен целый ряд икон, посвященных русским святым, основателям монастырей: преподобным Сергию Радонежскому, Зосиме и Савватию Соловецким, Феодосию Тотемскому. Что касается стилистики, то эти памятники позволят проследить характерную для конца XVII–XVIII века особенность, где наивность художественного языка провинции соседствует с барочной вычурностью столичных икон, нередко в одном произведении.
Еще одна важная тема — активные творческие контакты России и Западной Европы в XVII–XVIII веках и постепенное проникновение европейских художественных приемов и иконографии в отечественную иконопись. Так, московская икона «Успение Богоматери» 1731 года несет черты русского барокко, сформировавшегося в работах царских иконописцев конца XVII — первой трети XVIII века. Характерные особенности барочных икон — настроение всеобщей взволнованности, развевающиеся складки одеяний, движение плотной толпы, заполнившей все пространство иконы, круглящиеся облака. При этом образы Богоматери отличаются трогательной эмоциональностью, что роднит их не только с произведениями барокко, но и готики, интерес к которой возник на Руси в конце XVI века.
Новый стиль наиболее ярко проявился в иконах русских святых, многие из которых были канонизированы на Московских Соборах XVI и XVII веков — и, следовательно, их иконография создавалась в атмосфере интереса к новой эстетике. В клейма житийных икон включаются реалии русской жизни. Излюбленным становится изображение преподобного с видом архитектурного ансамбля монастыря, им основанного, и пейзажа местности, где расположена обитель. Особенно интересными подробностями наполнены произведения провинциальных мастеров.
Музей города Рима (палаццо Браски)
Русская икона: Молитва и Милосердие
10 октября – 3 декабря