18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Не по чинам, а по сословиям

№57
Материал из газеты

Незадолго до смерти художника Ильи Глазунова рядом с его персональной галереей на Волхонке открылось новое подразделение — Музей сословий России

Трехэтажное здание в духе московского ампира, возведенное по собственному архитектурному проекту Ильи Глазунова, располагает общей площадью более 5 тыс. кв. м. Здесь и разместилась коллекция, которую Илья Сергеевич собирал на протяжении десятилетий и которая совсем недавно обрела музейный статус. Неудивительно, что в экспозиции преобладают субъективный взгляд и пристрастность коллекционера.

Не ищите здесь рассказа о сословном разнообразии — его нет. Новый музей Ильи Глазунова не о сословиях, а о самом собирателе. Он воспроизвел тот образ русской культуры, какой видел и любил. Три этажа — три условные сферы: дворянская усадебная культура, православное искусство вместе с «боярской стариной» неорусского стиля и искусство крестьянское. Метафизическая проекция личного мира художника — самое сильное, что есть в музее.

Глазунов создал интерьеры, отчасти повторив свои знаменитые квартиру и мастерскую: любимые цвета стен, плотная развеска, где шедевры соседствуют по созвучию, понятному лишь хозяину. Это делает каждый зал «обжитым», словно тут действительно дворянская гостиная, где модная мебель не вытеснила любимое бабушкино кресло, а полотна европейских мастеров соседствуют с портретами домовладельцев.

Коллекция Глазунова еще и о его времени: что можно было добыть в советских комиссионках, выкружить у антикваров, вынести из пустующих храмов, сторговать на уличном вернисаже. Истории, тянущиеся за каждым из предметов, «легенды и мифы» провенанса — любимая тема всякого собирателя. Как эрмитажная мадонна XVII века, предназначенная на экспорт, сначала осела в доме некоего чиновника, а в итоге попала к Глазунову. Как предметы старины из дворянской усадьбы покинули Россию вместе с хозяевами, потом были куплены на аукционе и вернулись из эмиграции. Как темные доски, извлеченные из-под гусениц трактора, оказались иконами XVI века.

Особое слово — о реставрации. Немногие музеи могут похвастать тем, что у них приведен в должный вид каждый экспонат. Здесь же все, что старое, отреставрировано как новое, а все, что новодел, выглядит как настоящее старое. Правда, в музее принято повторять, что все без исключения экспонаты подлинные. Для чего имеются некоторые основания: даже если вещь воссоздана в наши дни, в ее основе — редчайший подлинник, а все реконструкции осуществлены с использованием оригинальных исторических материалов. Это тоже плюс частного собирателя: он может придать вещи желаемый вид, не будучи скованным жесткой реставрационной этикой невмешательства.

Музей работает сеансами, принимая новую группу каждый час, и пока по отношению к посетителям он не слишком радушен. Чтобы сюда попасть, кроме входного билета нужно купить еще и билет на экскурсионное обслуживание — иного способа нет. Странно, что новая институция выбрала столь герметичную стратегию, принимая немногим больше 100 посетителей в день. Хотя, возможно, со временем молодой проект осознает необходимость привлечения аудитории — появятся аудиогиды, буклеты и каталоги, отсутствующий зачастую этикетаж, а руководство узнает, что одно бесплатное селфи способно привлечь к музею внимание многих.

Пока же — экскурсии, настолько разные, насколько разными бывают экскурсоводы, и смотрительницы, ревностно следящие, чтобы вы не ступили ногой с ковровой дорожки, и настойчиво выпроваживающие вас по окончании экскурсии. Словом, приготовьтесь к тому, что «нет» вы услышите не единожды, — но если будете доброжелательны и тверды, то сможете и попасть в музей, и даже получить удовольствие.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+