18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дворцу Штиглица возвращают великолепие

№57
Материал из газеты

Завершается реставрация одного из самых выдающихся зданий на Английской набережной в Петербурге — особняка барона Штиглица

Сроки, указанные в техническом задании, предполагают сдачу объекта с 29 сентября по 31 октября этого года. Сейчас, по данным Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Министерства культуры РФ, которая выступает государственным заказчиком реставрации фасадов и внутренних дворов особняка, выполнено уже более 85% от всего объема работ.

Особняк барона Александра Людвиговича Штиглица, одно из самых заметных и выдающихся зданий на Английской набережной, был построен в 1859–1862 годах по проекту архитектора Александра Кракау. Барон Штиглиц — крупный финансист, инициатор создания Центрального училища технического рисования (ныне — Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л.Штиглица, в советское время учебное заведение носило имя скульптора Веры Мухиной). В 1887 году дворец был выкуплен в казну для Павла Александровича, младшего сына Александра II, и стал великокняжеским. В 1917-м он перешел в распоряжение Русского общества заготовления снарядов и военных припасов.

Первая реставрация здания планировалась еще в 1988 году, для нее были проведены масштабные архивные изыскания; работы тогда начались, но не завершились. В 1990-е появились планы реставрации дворца для нового владельца, компании «Лукойл», — им тоже не суждено было сбыться. В 2011 году дом передали в оперативное управление СПбГУ, однако у университета до реставрации руки дошли только в прошлом году. Был объявлен тендер, который выиграло АО «Ренессанс-реставрация».

Как рассказал корреспонденту TANR производитель работ Андрей Рыжаков, на фасадах внутреннего парадного двора уже установлены кариатиды, но завершится отделка фасадов, скорее всего, лишь в октябре. «Очень много работ надо было увязать между собой, — сообщил Рыжаков. — Это и лепнина, и металлодекор, и скульптура, и все это зависело одно от другого. И конечно, сжатые сроки. Но мы стараемся не выбиваться из графика».

Архитектор Маргарита Штиглиц, потомок известной фамилии, участвовала в подготовке экспертного заключения для будущей реставрации дворца еще в конце 1980-х. По ее мнению, несмотря на то, что особняк давно уже находится в очень плохом состоянии, его все-таки можно вернуть к жизни: «Долгие годы здание передавали разным владельцам, разным инвесторам, но ничего хорошего из этого не вышло. Здание разрушалось, происходили печальные перемены: то не было отопления, то прорывало коммуникации. Но я уверена, что все еще можно восстановить. Тем более что есть богатая иконография, в первую очередь детально воспроизведенные интерьеры на акварелях Гау, немало фотографий, подробное описание».

В прошлом году из особняка Штиглица в Эрмитаж вывезли на временное хранение 13 живописных полотен, которые барон когда-то заказал для оформления дворца. Среди этих картин — ранее неизвестные экспертам произведения Ханса Макарта, Морица фон Швинда, Александра фон Вагнера, Александра фон Лицен-Майера. На протяжении нескольких месяцев они демонстрировались публике на организованной Эрмитажем выставке в Главном штабе. По завершении выставки эти полотна остались в музее, где будут храниться до окончания реставрации особняка, после чего вернутся в родные стены. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+