18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дворцу Штиглица возвращают великолепие

№57
Материал из газеты

Завершается реставрация одного из самых выдающихся зданий на Английской набережной в Петербурге — особняка барона Штиглица

Сроки, указанные в техническом задании, предполагают сдачу объекта с 29 сентября по 31 октября этого года. Сейчас, по данным Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Министерства культуры РФ, которая выступает государственным заказчиком реставрации фасадов и внутренних дворов особняка, выполнено уже более 85% от всего объема работ.

Особняк барона Александра Людвиговича Штиглица, одно из самых заметных и выдающихся зданий на Английской набережной, был построен в 1859–1862 годах по проекту архитектора Александра Кракау. Барон Штиглиц — крупный финансист, инициатор создания Центрального училища технического рисования (ныне — Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л.Штиглица, в советское время учебное заведение носило имя скульптора Веры Мухиной). В 1887 году дворец был выкуплен в казну для Павла Александровича, младшего сына Александра II, и стал великокняжеским. В 1917-м он перешел в распоряжение Русского общества заготовления снарядов и военных припасов.

Первая реставрация здания планировалась еще в 1988 году, для нее были проведены масштабные архивные изыскания; работы тогда начались, но не завершились. В 1990-е появились планы реставрации дворца для нового владельца, компании «Лукойл», — им тоже не суждено было сбыться. В 2011 году дом передали в оперативное управление СПбГУ, однако у университета до реставрации руки дошли только в прошлом году. Был объявлен тендер, который выиграло АО «Ренессанс-реставрация».

Как рассказал корреспонденту TANR производитель работ Андрей Рыжаков, на фасадах внутреннего парадного двора уже установлены кариатиды, но завершится отделка фасадов, скорее всего, лишь в октябре. «Очень много работ надо было увязать между собой, — сообщил Рыжаков. — Это и лепнина, и металлодекор, и скульптура, и все это зависело одно от другого. И конечно, сжатые сроки. Но мы стараемся не выбиваться из графика».

Архитектор Маргарита Штиглиц, потомок известной фамилии, участвовала в подготовке экспертного заключения для будущей реставрации дворца еще в конце 1980-х. По ее мнению, несмотря на то, что особняк давно уже находится в очень плохом состоянии, его все-таки можно вернуть к жизни: «Долгие годы здание передавали разным владельцам, разным инвесторам, но ничего хорошего из этого не вышло. Здание разрушалось, происходили печальные перемены: то не было отопления, то прорывало коммуникации. Но я уверена, что все еще можно восстановить. Тем более что есть богатая иконография, в первую очередь детально воспроизведенные интерьеры на акварелях Гау, немало фотографий, подробное описание».

В прошлом году из особняка Штиглица в Эрмитаж вывезли на временное хранение 13 живописных полотен, которые барон когда-то заказал для оформления дворца. Среди этих картин — ранее неизвестные экспертам произведения Ханса Макарта, Морица фон Швинда, Александра фон Вагнера, Александра фон Лицен-Майера. На протяжении нескольких месяцев они демонстрировались публике на организованной Эрмитажем выставке в Главном штабе. По завершении выставки эти полотна остались в музее, где будут храниться до окончания реставрации особняка, после чего вернутся в родные стены. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+