18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Африканский рейд Александра Яковлева — от Алжира до Мадагаскара

№57
Материал из газеты

20 работ из африканского цикла художника покажут в галерее «Наши художники»

За Александром Яковлевым (1887–1938) прочно закрепилась слава заядлого путешественника. Как и многие художники тогда, начинал он с пенсионерской поездки в Италию и Испанию от Императорской академии художеств, но, в отличие от большинства коллег, европейскими странами не ограничился. За свою жизнь Яковлев успел побывать в Афганистане, Вьетнаме, Китае, Монголии, Японии и не только. Его интересовали традиционные культуры, их самобытность и своеобразие. Экзотические мотивы художник перерабатывал средствами неоакадемической живописи, а французская публика (после 1919 года он жил в Париже) благосклонно принимала его творчество.

Благодаря сочетанию этих факторов он стал идеальным кандидатом на участие в трансафриканской экспедиции «Черный рейд» (1924–1925), организованной компанией Citroёn в качестве рекламы надежности своих новых полугусеничных машин. На них планировалось пересечь континент от Алжира до Мадагаскара, около 20 тыс. км. Яковлеву была отведена роль художника-этнографа, и со своей задачей он отлично справился, создав более 300 картин, рисунков и эскизов. За свой африканский цикл художник даже удостоился ордена Почетного легиона.

На выставке в галерее «Наши художники» (кураторы Елена Каменская и Наталия Курникова) покажут 20 произведений из африканского цикла Яковлева, среди которых такие, как «Танец кули-кута. Ниамей», «Туземный мост» («Форт-Аршамбо»), «Ночная переправа через Бахр-Линья». Будут и портреты, которыми Яковлев особенно славился, как, например, рисунок, изображающий вождя племени абабуа, или картина с трогательно обнявшимися Тити и Нарангхе — дочерьми другого африканского вождя Эки Бондо. Последний был выполнен уже в Париже маслом на холсте по эскизам из альбома. «Портретирование туземных моделей имело свои сложности. Далеко не все соглашались. Вековой запрет на изображения в культурах некоторых племен иногда делал это просто невозможным. Те же, кого удавалось уговорить, со страхом и удивлением наблюдали за появлением своего „двойника“ на бумаге. Эти эмоции точно переданы в графических портретах, выполненных на месте», — рассказывает Елена Каменская.

Выставка станет своего рода комментарием к впервые изданным воспоминаниям художника об автопробеге, ждавшим своего часа почти век. В них Яковлев тщательно документирует детали путешествия и особенности встреченных ими племен, выступая в качестве не только художника, но и исследова­теля.

Галерея «Наши художники»
Александр Яковлев. Черный рейд
6 октября – 22 декабря

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+